151
Институт гражданских инженеров, Лесной институт, Практический политехнический институт,
Институт инженеров путей сообщения. Горная школа, основанная еще в XVIII в., была
преобразована в Горный институт. В Москве были основаны Практическая коммерческая академия,
Земледельческая школа, Горнозаводская школа, Техническое училище (ныне МВТУ им. Баумана).
Образование было поставлено под неусыпный идеологический контроль государства.
Министром образования графом С. С. Уваровым была сформулирована «теория официальной
народности», три «столпостены» которой «православие, самодержавие, народность» должны были
стать основой государственной политики в сфере образования и печати. В 1827 г. был издан указ,
запрещавший прием в средние и высшие учебные заведения крепостных крестьян. Был усилен
контроль за университетами, считавшимися источником «неблагонадежности». Большую долю
среди студентов и профессоров университетов составляли разночинцы, это создавало угрозу
возможных беспорядков. В 1835 г. университеты были лишены статуса внутренней автономии. Была
повышена плата за обучение. Преподаватели, вызывавшие сомнения в плане лояльности властям
немедленно увольнялись.
Отмена крепостного права, буржуазные реформы, проведенные в течение 60-70-х гг.
XIX в. существенно ускорили становление капиталистических отношений в России, активизировали
процессы общественного развития в целом. Технический прогресс, трансформация социальной
структуры, изменения в системе управления предопределили необходимость изменений и в системе
образования.
Реформа в области образования
явилась одной из важнейших среди комплекса
преобразований, последовавших вслед за манифестом 1861 г. В
1864 г.
было опубликовано
«Положение о начальных народных училищах
», согласно которому в России расширялась сеть
начальных учебных заведений, которые делились на
три вида
:
1)
земские школы, создававшиеся силами местных земских учреждений,
2)
церковные школы,
3)
народные училища Министерства народного просвещения.
Тогда же был введен новый устав средних учебных заведений, которые отныне
разделялись на
два типа:
1.
Классические гимназии – в них основной упор делался на изучение предметов гуманитарного цикла
и прежде всего «классических» языков (древнегреческого и латыни). В гимназиях в основном
учились дети дворян и чиновников.
2.
Реальные училища, программа которых отличалась от гимназической большим вниманием к
естественнонаучным предметам: математике, физике, химии. В реальные училища предпочитали
отдавать своих детей представители буржуазии.
Выпускники гимназий могли без экзаменов поступать в университеты. Реальные
училища готовили к поступлению в технические высшие учебные заведения.
В 1896 г
. к названным типам учебных заведений добавились
коммерческие училища
,
открытые по инициативе представителей крупной буржуазии. Большие успехи были сделаны в сфере
женского образования. Во II пол. XIX века во многих уездных городах появляются
женские
прогимназии и гимназии.
К началу 60-х годов
в стране было уже
семь университетов
: в Москве, Санкт-
Петербурге, Дерпте (Тарту), Вильно (Вильнюсе), Харькове, Киеве, Казани. Позже были открыты
университеты в Одессе, Варшаве, Томске. Перед самой революцией университет был открыт в
Перми. В
1863
г. вступил в действие
новый университетский устав
, расширивший права
университетов по самоуправлению. Помимо классических университетов увеличилось количество
высших технических учебных заведений. Были основаны политехнические институты в Киеве,
Петербурге, Новочеркасске; технологический институт в Томске. Важным новшеством было
появление высшего женского образования
. До этого в высшие учебные заведения принимали
только мужчин. Открываются высшие женские курсы. Наибольшей известностью в Москве
пользовались курсы профессора В. И. Герье, открытые 1872 г., а в Петербурге «Бестужевские