Стр. 152 - 2

Упрощенная HTML-версия

152
курсы» (1878 г.)., названные так по имени их официального руководителя историка профессора К. Н.
Бестужева-Рюмина.
В рамках рассматриваемого вопроса нельзя не сказать о родоначальнике научной
педагогики в России,
Константине Дмитриевиче Ушинском
(1824-1871). Сторонник
демократизации народного образования, он утвердил в качестве основы своей педагогической
системы идею воспитывающего обучения. Перу Ушинского принадлежат труды по педагогике и
учебники для школ, выдержавшие десятки изданий. Много сил отдал развитию педагогики Л. Н.
Толстой.
Реформирование образования принесло определенные плоды. Если в начале 60-х годов
уровень грамотности составлял всего 5%, то
к концу века
(1897 г.), благодаря усилиям земских
учителей и просветителей из духовенства,
грамотные составляли уже 21% всего населения
России. При этом жалование учителей продолжало оставаться очень маленьким. Ассигнования на
народное образование были чрезвычайно скудны. В сравнении со странами запада Россия
продолжала оставаться страной с очень низким уровнем грамотности.
НАУЧНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ XIX ВЕКА
Значительных успехов добились российские ученые. Существенные достижения
ознаменовали исследования как в фундаментальных областях науки, так и в прикладных, развитие
которых было обусловлено производственными потребностями. Ведущими научными центрами
оставались Академия наук и Московский университет. Наряду с ними большую роль в науке играли
недавно образованные университеты – прежде всего Петербургский, Казанский и Дерптский.
Помимо Академии наук и университетов значительную роль в развитии русской науки играли
различные научные общества: одно из старейших в мире Русское географическое общество,
основанное в 1845, Императорское общество истории и древностей российских, Археологическое
общество, Математическое общество и др.
С Казанским университетом связана деятельность великого математика Н. И.
Лобачевского.
Николай Иванович Лобачевский
(1792-1856) – профессор в 23 года, ректор
университета, является создателем
«неэвклидовой геометрии»
– нового учения в науке, весьма
радикально изменившего представления о природе пространства, в основе которого более 2 тыс. лет
лежала считавшаяся незыблемой теория древнегреческого ученого Евклида. Геометрия
Лобачевского отличается от обычной Евклидовой прежде всего тем, что согласно одной из базовых
аксиом Лобачевского в плоскости через точку не лежащую на прямой можно провести более чем
одну прямую, параллельную данной. Отличаются и многие теоремы, например, сумма углов в
треугольнике меньше 180
o
и т. д. Несмотря на внешнюю парадоксальность, Н. И. Лобачевскому
удалось доказать логическую обоснованность его построений.
Другой российский математик,
Пафнутий Львович Чебышев
(1821 — 1894) сделал
важные открытия в теории машин и механизмов. Он ввел в математическую науку новые понятия и
явился основателем Петербургской математической школы.
Крупнейшим ученым была
Софья Васильевна Ковалевская
(1850 - 1891). С детских
лет проявились ее выдающиеся математические способности. Для изучения математики она была
вынуждена уехать в Германию, так как в России женщин в университет не принимали. Софья
Васильевна – первая женщина член-корреспондент Петербургской АН (1889). Её основные труды
посвящены математическому анализу (дифференциальные уравнения и аналитические функции),
механике (вращение твердого тела вокруг неподвижной точки) и астрономии (форма колец Сатурна).
В то же время Ковалевская является автором беллетристических произведений: повесть
«Нигилистка», «Воспоминания детства».
Николай Николаевич Зинин
(1812-80), химик-органик, академик Петербургской АН
открыл метод получения ароматических аминов восстановлением ароматических
нитросоединений
(реакция Зинина). Впервые синтезировал этим методом анилин (1842) и другие
ароматические амины, заложив основы производства синтетических красителей, душистых веществ,