Стр. 150 - 2

Упрощенная HTML-версия

150
официального. Наконец, невостребованность интеллигенции в чиновничьем государстве, бессилие
изменить к лучшему устройство общества вызвали у интеллигенции чувство вины и долга перед по
отношению к народу. Главным для интеллигента в России стало не собственно знание, а знание для
пользы народа. Также отметим и приоритет нравственных мотивов в интеллектуальной жизни как
ещё одну русской интеллигенции.
Книга, мысль стали центром нового «интеллигентского» типа культуры, который
сформулировал русскую идею, альтернативную официальной народности. Появляются общественно-
политические кружки, объединяющие людей вокруг лидера или вокруг идеи. Специфически
интеллигентской формой интеллектуальных коммуникаций 40-х гг. стали публичные лекции
университетской профессуры: историков-западников Т.Н. Грановского и К.Д. Кавелина. Оба
профессора обладали ораторским талантом и умением вести диалог со слушателями. Вокруг них
сформировались студенческие кружки.
С появлением интеллигенции центр высокоинтеллектуальных размышлений постепенно
перемещается в университеты. Только в Московском университете в 40-е гг. училась 1000 студентов.
Дети потомственных дворян занимали среди них менее 20%. Основную массу составляли дети
разночинцев, священнослужителей, купцов, мещан, восприимчивые к идеям свободы, склонные к
проявлениям фронды.
Появились молодежные кружки, которые занимались не только размышлениями, но и
ставили вопрос о политическом действии. Их суждения отличались большим радикализмом и
нередко привлекали внимание полиции. Такой кружок сформировался на знаменитых «пятницах»
М.В. Буташевича-Петрашевского.
Происходит усложнение структуры русской культуры. В ней начали выделяться
три
пласта: государственно-официальный, общественный (дворянская и интеллигентская
культура) и народно-крестьянский.
Формирующаяся национальная идея несла в себе внутреннее
противоречие, что таило угрозу раскола.
РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ СОСЛОВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В XIX ВЕКЕ
Предыдущий XVIII век, век Просвещения, немало дал для развития системы
образования. Были достигнуты существенные успехи в этой области: создана сеть двух- и
четырехклассных школ, на время снявшая проблему начального образования, в больших городах
открыты гимназии и сословные учебные заведения: кадетские корпуса, благородные пансионы и пр.
Развитие экономики страны, расширение государственного аппарата, усложнение жизни в целом
предопределили необходимость дальнейшего совершенствования системы образования.
В XIX столетии
руководство системой образования становится особой сферой
государственного управления
. Специальным указом
1803 г.
были созданы шесть учебных округов,
во главе которых стояли
попечители
. В каждом из округов были открыты три разряда начальных и
средних учебных заведений, образование в которых было преемственным:
приходские училища
,
уездные училища
,
классические гимназии
. Окончание гимназий открывало дорогу в университет. В
начале XIX века в стране было открыто
5 новых университетов:
в Дерпте, Вильно, Казани,
Харькове и Петербурге.
В начале века продолжает развиваться
система закрытых учебных заведений для
дворян
. Во многих городах открываются лицеи. Самый известный из них – Царскосельский.
Выпускником его был А. С. Пушкин. Многие состоятельные дворяне получали
домашнее
образование
. Для них специально приглашали учителей.
Увеличивается количество военных учебных заведений
, обучение в которых
проходили в основном молодые дворяне. В 1832 г. была открыта Императорская военная академия, а
в 1855 г. открыты Артиллерийская и Инженерная академии.
Рост промышленного производства и развитие техники вызвали рост потребности в
специалистах технических специальностей. В I половине XIX в
. увеличилось количество
профессионально-технических учебных заведений
. В начале 30-х гг. в Петербурге были основаны