149
напластований лицемерного официоза, от казенных юридических норм как петровских, так и
послепетровских времен.
Воспитанные в рационалистическом духе
интеллигенты-западники (профессора Т.Н.
Грановский, М.Г. Павлов, М.М. Стасюлевич, критики и мыслители Д.И. Писарев, Н.А.
Добролюбов, А.И. Герцен и др.) исходили из признания единства мировой истории и
включенности России в единый мировой процесс.
По своим российским корням они типологически
были близки соратникам Петра I. Русский традиционализм они пытались сокрушить, призвав на
помощь западный опыт.
Ключевым понятием в их теориях стал прогресс. Прогресс являлся для них основным
критерием для отбора тех европейских идей, которые России следовало усвоить в первую очередь.
Такими идеями стали либеральные концепции «гражданского общества», гражданских прав,
конституции — все, что позволяло России стать вровень с европейской цивилизацией. Следовало
разработать оптимальные пути их «вживления» в ткань российского общества.
Западники отстаивали ценность свободы личности без этого, по их мнению, будет
мертво любое общественное устройство. Не стала исключением и русская община, на которую
возлагали столько надежд славянофилы. «Община – это детище земли – усыпляет человека,
присваивает его независимость».
Заслугой славянофилов стало изучение крестьянской культуры и отношений внутри
общины, которую всерьез никогда не изучали. Энтузиасты общинной идеи внесли огромный вклад в
изучение народной культуры: собирали фольклор, сказки, приметы, предметы быта, записывали
обряды и обычаи, разговорный язык крестьян.
Заслугой «западников» перед русской культурой стало усвоение многих новых идей и
интеллектуального опыта Европы, перевод книг европейских писателей и мыслителей (Шеллинга,
Гегеля, Гете и др.), издание энциклопедий, справочников, стремительное развитие естественных наук
в России. С идеей «прогресса» в Россию пришла и социалистическая идея, которая получила форму
народничества, а позже – марксизма. С обоснованием приоритета личности в России стали
утверждаться либеральные идеи, появились сторонники реформаторского пути развития.
Западников и славянофилов сближало то, что они были оппозиционны самодержавному
государству с его идеей официальной народности, а также абсолютная нетерпимость к чужому
мнению, нежелание «вслушаться» в доводы собеседника.
Развитие светской интеллектуальной жизни в России привело к появлению особого
феномена –
интеллигенции.
Как специфическая общественная группа, она имеет несколько
признаков. Во-первых, это образованные люди, которые профессионально занимаются
интеллектуальным трудом. Во-вторых, они делают это вне системы государственной службы.
Особенностью русской интеллигенции были ее социальные истоки, в качестве которых выделились
две социальные группы: образованные и обедневшие дворяне (современники называли их
«кающимися дворянами») и средние слои населения, получившие какое-либо образование –
разночинцы.
Богатыми были менее 1% дворян. Значительная часть выходцев из дворянского сословия
должна была зарабатывать себе на жизнь интеллектуальным трудом: литератора, художника,
профессора, архитектора, музыканта. Оставалось только звание дворянина. Поскольку они оказались
практически вне своего сословия, их в обществе и называли «кающимися дворянами».
Разночинцы – это дети офицеров, чиновников, крестьян, купцов, священнослужителей,
которые сумели получить образование и зарабатывали себе на жизнь интеллектуальным трудом. Они
часто не понаслышке знали, что такое бедность и униженность, поэтому высоко ценили трудно
доставшееся образование.
Таким образом, первой чертой русской интеллигенции стала ее оторванность от других
социальных групп, т. е. маргинальность. Отсюда и природная черта русской интеллигенции –
дистанцированность от государства, радикально отличающая ее от прежних просветителей.
Сотрудничество с властью всегда оценивалось чрезвычайно низко в интеллигентской среде. Русская
интеллигенция с самого начала формировалась в оппозиции к власти и неприятии всего