143
красивые полотна с выразительной серо-зеленой, серо-розовой гаммой нежных оттенков. Эти черты
наблюдаются
в портретах Е.Н. Орловой
(~1779),
В.Е. Новосильцевой
(1780) и
Е.В. Санти
(1785).
Крупнейшим мастером парадного портрета, сумевшим наиболее полно выразить дух
своего времени, был
Дмитрий Григорьевич Левицкий
(1735–1822). Его художественную манеру
отличала психологическая конкретность, радостное любование своими моделями. На его портретах
особое внимание уделялось одухотворенности лица, красоте молодости. Его художественный язык
соответствовал определенности классицизма
: поворот фигуры в 3/4, жемчужно-серый и
золотистый колорит, богатство предметной фактуры (шелк, мех, кружево), живописность. Лица,
костюмы, пейзаж — все выписано с любовью и тщательностью.
Наиболее известные его работы: портрет архитектора А. Ф. Кокоринова, портрет П. А.
Демидова и серия портретов «смолянок» – воспитанниц Смольного института.
За
портрет архитектора
Александра Филипповича Кокоринова
(1769) Левицкий
получил звание академика. В лице на портрете сочетаются ум, простота, простодушие и
мечтательность со скептической усмешкой, усталостью и разочарованием.
Портрет Прокофия Акинфиевича Демидова
(1773) решён в стиле репрезентативного
портрета. Потомок тульских мастеров, возведённых Петром в ряд именитых людей, баснословный
богач, склонный к странным причудам, граничащим с самодурством. Например, он на потеху всему
Замоскворечью выезжал в колымаге, запряжённой цугом и выкрашенной в дикие цвета. При этом его
сопровождали необычно наряженные форейторы разного роста – от великана до карлика. Демидов
заключал немыслимые пари: кто пролежит на спине год, не вставая, или кто целый час не моргнёт,
пока ему «меж глаз будут тыкать»92. Вместе с тем Демидов дал строгое и высоконравственное
воспитание своей дочери, разделял взгляды русских просветителей, был поклонником Руссо. Он был
талантливым и разносторонним человеком – ботаником, садоводом, энтомологом, автором
сочинения о пчёлах, знатоком минералогии. Прокофий Акинфиевич оставил драгоценный гербарий
Московскому университету, которому, к тому же, даровал немалые суммы. Он содержал нескольких
студентов, основал Коммерческое училище и Воспитательный дом в Москве. На фоне последнего и
изображён Демидов в портрете Левицкого.
Страстный любитель цветов, на портрете Демидов стоит возле стола с лейкой, книгой и
цветочными луковицами. Величественным жестом он указывает то ли на горшок с цветами, то ли на
Московский воспитательный дом. Горшки и Дом в аллегорической форме объединяют
просветительские идеалы: возделывание сада и возделывание чувств, соединение частной жизни с
общественной. Левицкий показал Демидова в горделивой позе, на фоне колонн и драпировок
(соответственно парадному портрету классицизма), но в то же время в халате и домашних туфлях, в
колпаке на бритой, без парика, голове. Это
не соответствует традиционной схеме
репрезентативного портрета
. Более того, не соответствует канонам и выражение лица: в нём нет
сословной горделивости, светскости и барского самодовольства. Лицо героя выдает человека
тонкого, много повидавшего, насмешливого, со сложным внутренним миром. В портрете Демидова
Левицкий расширил рамки парадного портрета, придав ему психологические черты.
В
серии портретов воспитанниц Смольного института
художник смог передать
разнообразие характеров, живость чувств, обаяние молодости и своеобразную красоту девушек. Не
связывая себя никакими композиционными канонами, Левицкий изобразил своих героинь в наиболее
выражающих их позах, ролях и образах. Здесь отразилось всё своеобразие русского рокайля:
сознательная, чуть ироническая «неправда маскарада», декоративность и чувство радости бытия.
«Смолянки» – это парадные портреты. Но Левицкого явно интересовал иной подход к модели. Он
стремился к раскрытию потаённой, глубоко закрытой от поверхностного взгляда жизни.
Дени Дидро
Левицкий изобразил в домашнем одеянии кирпично-красного цвета, без
парика, с лицом немолодым и усталым (1773 ─ 1774). Возможно, таким видел его художник после
бесед с императрицей. Мешки под глазами, старческие складки шеи – быть строго объективным
92 Цит. по: Ильина Т.В. Русское искусство XVIII века: Учеб. М.,1999. С.302.