142
Более чуткой к модным веяниям оказалась женская культура. Женская мода гуманизма
провозгласила идеалом все естественное, природное. Разом исчезло все искусственное: фижмы,
тяжелая парча, пудреные парики, мушки. Идеальный образ теперь искали в фигурах античности или
в «театрализованном» крестьянском быте.
Образ-маска – «дитя природы»
. Выразителями этой
смены идеальных образов стали
художники Ф. С. Рокотов
,
Д. Г. Левицкий
и
В. Л. Боровиковский
.
Федор Степанович Рокотов
(1735–1808) – непревзойденный мастер камерных
портретов. Художник создал новый психологический портрет —
без парадности, орденов и позы
.
Новый портрет соответствовал представлениям просвещенного дворянства
о красоте и «душевном
изяществе»
.
Размытый рисунок с туманными очертаниями фигуры, мягкий свет, «вызывающий»
из
таинственной мглы одухотворенные лица
, мерцающие, легкие мазки – это характерные черты
художественной манеры мастера.
К концу 60-х
у Рокотова складывается свой, неповторимый стиль письма. Живописец,
кажется, проникает в душу портретируемого. Рокотов обычно пишет погрудные изображения.
Причём фигура повёрнута к зрителю в ¾. Объём создаётся посредством сложнейшей светотеневой
лепки и тонко гармонизированными тонами. Художник не уделяет особого внимания изображению
одеяний, орденов, драгоценностей – всему тому, что выходило на первый план в парадных
портретах, популярных в то время. Сила художественного воздействия его произведений
сосредоточена в
передаче душевной красоты его моделей
. Все внимание уделено выражению лица
и, особенно, глазам. У искусствоведов даже есть выражение
«рокотовские глаза»
: чуть суженные,
«бархатные», таинственно мерцающие. Его портреты отличаются особой задушевностью, лиризмом
и человечностью. Трактовка образа у Рокотова никогда не была однозначной: всегда присутствует
некая
изменчивость, полутона эмоций
. С помощью колорита художник передаёт душевное
состояние натуры. В 60-е – 70-е чаще всего в его работах встречаются тёплые тона, жидкое письмо и
смелый зигзагообразный мазок. Особенной тонкостью и одухотворённостью отличаются женские и
юношеские образы. Именно они больше всего соответствуют стилю живописца. Следует отметить,
что одухотворённость и хрупкость образов, зыбкость настроения и недосказанность чувств – всё это
черты не просто камерного, а именно интимного портрета.
В
портрете Александры Петровны Струйской
богатство внутреннего мира,
женственность и грация модели не декларируются, а тонко передаются цветовыми нюансами
пепельно-розовых (лицо и платье), жемчужных (брошь), лимонно-жёлтых (косынка) тонов;
линейным ритмом (когда линию овала лица повторяет линия декольте и складок одежды);
настроением тайны и недосказанности.
На рубеже 70 ─ 80-х годов
под воздействием новых эстетических воззрений заметно
изменяется художественная манера Рокотова.
Открытость и прямота лиц сменяется
выражением «светской выдержки», непроницаемости и сдержанности, осознания духовной
исключительности
. Композиция и колорит не меняются, но меняются акценты. Фигура, теперь
чаще вписанная в овал, как и ранее, повёрнута в ¾ , но осанка более горделива, а поза более
статична. Бант или букет, украшающие платья женщин усиливают ощущение необыденности и
праздничности. Декоративная сторона приобретает отныне особое значение. Но цвет становится
локальнее. Фактура сглаженная, «эмалевая», мастерство становится более рафинированным и
самодавлеющим. Лица на портретах светятся на тёмном фоне, его контуры тают – оно как бы уходит
во мрак. А самое главное то, что лица уже, как правило, лишены прежней дружественности, теплоты
60-х – 70-х.
С 80-х годов
оформляется
«рокотовский женский тип»
: гордо посаженная голова,
удлинённый разрез чуть прищуренных глаз, рассеянная полуулыбка, сочетание утончённого
довольства и грусти. На смену трепетности и зыбкости душевного мира и даже некоторой робости
«Струйской» и «Неизвестной в розовом платье» приходит
женщина сильная, самостоятельная, со
своим видением мира
. Другими словами, в поздних портретах усиливается самоценность
изображенной личности, подчеркнуто возвышенное восприятие индивидуальности. Очевиден
интерес к «тонким чувствованиям», к душевному состоянию. Вместе с тем это еще и просто