141
сваты. При этом и замедленный, почти ритуальный ритм трапезы, и костюмы крестьян в минуту
свадебного сговора Шибанов изображает празднично. У зрителя не возникает мысли о тяжести
повседневных крестьянских будней. Средства выражения классицизма используются здесь для
утверждения,
героизации народной темы
. Тем самым подчеркиваются ее важность и
значительность.
Монументально-декоративная живопись
во II половине XVIII века
, как и в
петровское время, являлась
«программной»
. По-прежнему, её целью было прославление монархии,
но делалось это в мягких отвлечённых формах аллегорий, в основном на античные, а также
библейские сюжеты
. В росписях середины века нет гражданственности и героичности петровского
времени, но, тем не менее, ещё более усиливается панегирический дух. Минервы, Марсы, Венеры и
Аполлоны – главные герои плафонной живописи. Так, «Триумф Аполлона на Олимпе» в плафоне
Танцевального зала Большого Петергофского дворца прославлял Елизавету как покровительницу
просвещения и искусств. А триумф богов на плафоне Царскосельского Эрмитажа – воцарение
Елизаветы.
Во второй половине XVIII века
утверждается
пейзажный жанр
. Родоначальником
русской пейзажной живописи стал
Семён Фёдорович Щедрин
(1745 – 1804). Пейзажи Щедрина
очень поэтичны
. В основном художник изображал окрестности Петербурга, Павловска, Петергофа,
Царского Села, Гатчины – нерегулярные, так называемые английские парки с их живописными
речками, прудами, островами и павильонами. На картинах Щедрина обычно на первом плане
развесистое дерево, затем водное пространство, фоном служит архитектурное сооружение, название
которого, как правило, совпадает с наименованием пейзажа. Это излюбленный приём мастера,
воплощённый в пейзажах
«Вид на Гатчинский дворец Длинного острова»
(1796),
«Вид на
Большую Невку и дачу Строганова»
(1807). Из пейзажа в пейзаж Щедрин создаёт
образ
безмятежной природы
. Тихое течение вод, величавое движение облаков, благородные руины,
мосты, обелиски, мирно пасущиеся стада, люди, созерцающие природу и находящиеся в единении с
ней – всё окрашено чувством идиллическим, созвучным с идеями сентиментализма.
Если Щедрин основоположник русского пейзажа, то
Фёдор Яковлевич Алексеев
(1753/54 ─ 1824) положил начало
городскому пейзажу
в русской живописи. Главной темой его
творчества становится Петербург. Лирический образ города сочетает в себе грандиозность и
величие. Алексеев так строит перспективу, что возникает ощущение полной достоверности
изображаемого. В качестве примера могут служить такие работы мастера как
«Вид
Петропавловской крепости и Дворцовой набережной»
(1793),
Музей-усадьба «Архангельское»
,
«Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости»
(1794). Ему также принадлежит
серия пейзажей Крыма и Москвы.
Таким образом, русская пейзажная живопись второй половины XVIII столетия отражала
правдивый и глубоко прочувствованный образ русской природы.
Наибольших успехов живопись второй половины века достигает в портретном
жанр
е. В 6О-е –70-е гг. преобладает идеальное, обобщенное представление о модели,
общечеловеческое берет верх над личным. В 80-х – 90-х годах в целом усиливается конкретность
изображения, яснее ощутимо стремление к импозантности, четче выявляется сословная
принадлежность портретируемого.
В
камерном портрете
смена этапов сказывается в переходе от погрудной к поясной
композиции, более охотном обращении к овальному формату. Эти новшества изменяют
соотношение лица и фигуры: фокусировка внимания на лице заметно уступает место нарастающему
интересу к фигуре, одежде, аксессуарам. Подобные устремления заставляют точнее передавать
фактурные особенности натуры, способствуют росту роли цвета. Во второй половине столетия
весьма
обширна типология портрета.
Парадный, камерный, костюмированный, мифологический
виды портретов позволяют полно, детально и разносторонне представить людей того времени в их
частном и общественном бытии. По сравнению с первой половиной ХVIII века расширяется круг
моделей. Портрет становиться массовым явлением. Возрастает значение национальных мастеров.
Век Просвещения сформировал иной идеал человека
. Естественность, близость к
природе, богатая духовная жизнь, «чувствительность» натуры стали приоритетными качествами.