Стр. 126 - 2

Упрощенная HTML-версия

126
и лирические канты. Влияние этого жанра ощущалось очень долго: гимнополонез О.А.Козловского
на стихи Державина «Гром победы, раздавайся» (1791), знаменитое «Славься» в финале оперы
М.И.Глинки «Жизнь за царя» (1836). Таким образом, музыка стала входить в обиход высших слоёв
общества.
30-е – 40-е годы можно назвать новым этапом в русской музыкальной культуре. В
столицах и провинциальных городах началось увлечение европейской оперной и инструментальной
музыкой. В Москве и Петербурге выступали итальянская, французская, немецкая оперные труппы,
но в их спектаклях с каждым годов возрастает роль русских певцов (Белоградская, Полторацкий).
При дворе Анны Иоанновны устраивались регулярные представления оперно-балетных спектаклей.
Во второй половине столетия музыкальная жизнь в России становится более сложной и
разнообразной. Создаются вольные, любительские и крепостные
музыкальные театры
,
распространяется публичная концертная деятельность. В Москве в 1780 г. открылся Петровский
театр М.Медокса – предтеча будущего Большого. В репертуаре исполнителей наряду с европейской
музыкой особое место начинают занимать произведения отечественных авторов.
Формируется
национальная
композиторская школа
, уходящая корнями в хоровую духовную и народную
музыку, но испытавшая и влияние корифеев Европы: Моцарта, Гайдна, Глюка. Характерные её
черты – демократизм и национальная самобытность образов, интерес к темам и сюжетам из
народной жизни.
В центре внимания русских композиторов находилась
опера
, главным образом,
комическая, основанная на чередовании вокальных номеров с разговорными сценами. Первая
русская опера «Анюта» на текст Попова была поставлена в Царском селе в 1772 г. Автором музыки,
предположительно, являлся Василий Алексеевич Пашкевич. Им также написаны оперы «Несчастье
от кареты», «Санктпетербургский гостиный двор», «Скупой». Другим крупным музыкальным
деятелем был Евстигней Ипатович Фомин – автор опер «Ямщики на подставе», «Американцы»,
«Орфей». Гордость российской композиторской школы Дмитрий Степанович Бортнянский кроме
трёх опер («Празднество сеньора», «Сокол», «Сын-соперник») сочинил 45
духовных концертов для
хора, романсы
, песни, гимны,
инструментальные пьесы
. Начало русской скрипичной школы
положил композитор и скрипач Иван Евстафьевич Хандошкин. Основу музыкального языка
составлял классицизм. В духе сентиментализма работали сочинители романсов Ф.М.Дубянский и
О.А.Козловский.
Интерес к музыке привёл к становлению специального
образования
. Музыкальные
классы существовали в Смольном институте, в Академии художеств и в армии, где обучали играть
на духовых инструментах. В 1738 г. в Петербурге была открыта
балетная школа
, на основе которой
в 1779 г. создана театральная школа (ныне хореографическое училище). С 1773 г. в Московском
воспитательном доме начали обучать балетному и
вокальному искусству
, инструментальной
музыке.
Русскому музыкальному искусству ХУШ в. удалось при сохранении национальной
самобытности и традиционности довольно быстро освоить светские жанры и формы европейской
музыки, создать национальную композиторскую школу.
РАЗВИТИЕ АРХИТЕКТУРЫ В XVIII ВЕКЕ
Трудно однозначно определить стиль архитектуры петровского времени.
В силу
ускоренного освоения Европейского опыта, обнаруживаются черты и барокко, и рококо, и
классицизма. Русское искусство XVIII в. заимствовало барокко и рококо, смешивая их в самых
немыслимых сочетаниях. Практически барокко и рококо в России «разговаривали» на одном
художественном языке. Усвоенный из Европы художественный стиль середины XVIII века называют
то «русским барокко», то «елизаветинским рококо». Более того, иностранные мастера дополняли
стилевое разнообразие различными национальными традициями. При этом доминирующим,
связующим звеном между стилями являлось барокко.