127
Художественный язык
барокко -
это торжественность, пышность форм, нарядность и
прихотливость декора, контрастные цвета – лазоревый, синий, малиновый в сочетании с белым,
обилие позолоты. Он вполне отражал
желание имперской России утвердиться в своей
европейскости,
поразить Европу богатством и величием. Духу обновлявшейся России
соответствовала театральность, экзальтированность барокко, которое описывалось не иначе, как
словами «роскошное», «величавое», «божественное», «великолепное» и т. п.
Рациональность Ренессанса в барокко сменяется иррациональностью. Зодчие барокко
явно предпочитают
декоративное начало
архитектуры. Барокко в архитектуре характеризуется
приоритетом,
преобладанием пластического начала
над началом тектоническим. Конструкция
обычно приукрашивается декоративными частями, которые нередко создают превратное
впечатление о ней. Фасады имеют цель как бы «заслонить» основную часть здания.
Декоративные
приемы
отделки ведут к значительному обогащению фасадов, в композиции которых обильно
используются выступы и уступы, элементы
ионического и коринфского
ордера
— пилястры,
полуколонны и полные колонны, вплотную приставленные к стене и создающие богатый рельеф. В
архитектуре приобретают распространение явно деконструктивные, разорванные части:
портики,
фронтоны, валюты
и т.п. Широко применяются сложные
криволинейные формы наличников
вокруг окон разного размера и вида,
рустовка,
каменная и декоративная деревянная
скульптура,
интенсивная
расцветка зданий
, а в интерьере – позолоченная деревянная
резьба и живопись.
В русское зодчество стиль проник в конце ХУП в. и существовал первоначально в виде
московского барокко
или так называемого
«нарышкинского стиля»
, где западноевропейские
орнаментальные приемы накладывались на средневековую структуру, традиции белокаменного
узорочья.
Но по-настоящему широкое влияние на архитектуру России стиль приобрёл в
первой
половине ХУШ в
. и, прежде всего, при строительстве новой столицы. В петербургской истории
барокко
выделяются два периода: 10-е – 30-е гг
. – «петровское барокко»,
40-е – 50-е
гг.
– «русское
барокко».
Демократические симпатии Петра, его рационализм, увлечение бюргерской
расчётливой, индивидуалистической, утилитарной культурой, которое уживалось у Петра с
тенденцией к абсолютистской регламентации строительства – всё это способствовало утверждению
северного
голландского варианта барокко
в раннем Петербурге – более сдержанного в декоре,
строго симметричного, уравновешенного по композиции, лишённого мистицизма и
аффектированности итальянского и немецкого барокко. Аллегории и символы выражали
конкретные идеи Петра, поэтому не были так абстрактны, как у европейских мастеров.
Представителями
сдержанного
северного
барокко
были
Д.
Трезини
(1670 - 1734), А. Шлютер, И.К.
Коробов, Н. Микетти, И. Маттарнови, М.Г. Земцов.
К концу жизни Петра появилось тяготение к более нарядным праздничным формам
французского образца. Когда Северная война была окончена, а Россия была признана империей,
великолепие Версальского двора стало привлекать Петра больше, чем скромное искусство
голландцев. Это привело к формированию
придворно-аристократическое барокко
, для которого
характерны одновременно изысканность и сдержанность архитектурных деталей, приверженность к
высоким мансардам и кровлям (Ж.-Б. Леблон). В русской архитектуре шло слияние различных
европейских стилистических приёмов с древнерусскими традициями (многоцветие окраски, башни
со шпилями и т.д.), в результате чего постепенно создавался национальный стиль русского барокко.
Рационализм эпохи Возрождения формирует иной идеал города –
город регулярно и
рационально спланированный в единый архитектурный ансамбль
. В отличие от средневековья
это уже не конечный результат исторического, во многом стихийного развития, а своего рода
гигантское произведение, создаваемое на основе проекта. Градостроительство отказывается от
средневековой радиально-кольцевой схемы в пользу параллельно-перпендикулярного устройства
улиц, площадей правильной геометрической формы, застройки по красной линии, когда фронт
набережных, улиц и площадей образуется главными, а не второстепенными, как часто было в
прошлом, фасадами построек.