125
замечательные мастера русской сцены П.И.Жемчугова (Ковалёва). Т.В.Гранатова (Шлыкова),
С.Ф.Мочалов, М.С.Щепкин. Судьба многих артистов, часто талантливых, складывалась драматично.
Зависящие от прихоти хозяина они должны были испытывать каждодневные унижения и
притеснения. Барин постоянно вмешивался в их жизнь. Но в обществе ХУШ столетия это мало кого
волновало. В конце века в России насчитывалось около 170 крепостных театров, имевших большое
значение в усадебной культуре. Особенно славились
театры Румянцева, Волконского, Воронцова,
Юсупова. У графа Шереметева
было целых четыре театра (в Петербурге, Москве и имениях
Кусково и Останкино), на которые он тратил всё своё состояние: великолепные здания, передовое
театральное оборудование, богатые декорации и костюмы , 150 актёров и около 40 оркестрантов,
европейские учителя – высочайший уровень во всем обеспечивал достойное соперничество с
императорским театром. Крепостные театры сыграли огромную роль в развитии русского
сценического искусства.
В Москве становление театра началось в 1757 г
., когда открылась итальянская опера
известного Локателли. В 1776 г. князю П. В. Урусову была выдана 10-летняя привилегия на
содержание театра в Москве с обязательством выстроить новый каменный театр. Князь передал
свои права Медоксу, который построил огромное здание театра на Петровке, сгоревшее в 1805 г. И
уже в следующем году в Москве был открыт Императорский театр.
Кроме спектаклей постоянных придворных трупп, при дворе Екатерины II были
довольно часты
любительские спектакли в Эрмитажном театре
, большое распространение
получили спектакли любителей из лиц высшего общества. В придворных спектаклях нередко
принимали участие пажи, кадеты и воспитанницы вновь учрежденного Новодевичьего монастыря.
Из столиц театральное искусство распространялось и в другие города.
В 1764 г. по поручению коменданта
Омской крепости
генерала И.И.Шпрингера был
создан
«Оперный дом»
«для полирования и воспитания офицеров».Руководил самодеятельной
театральной труппой и режиссировал спектакли инженер-капитан Иван Григорьевич Андреев.
Репертуар отличался большим разнообразием: оперы («Лиза», «Разносчик»), трагедии («Тамира и
Селим» Ломоносова, «Венецианская монахиня» Хераскова, «Синав и Трувор», «Хорев», «Семира» и
др. Сумарокова), комедии («Приданое с обманом», «Пустая ссора» и т.д.). Это был второй, после
Ярославля, провинциальный театр в России и первый на востоке. Театр под руководством Андреева
просуществовал более 30 лет. После этого важное для жителей крепости театральное дело
продолжили поочередно ученики Азиатской школы, Казачьего училища, Кадетского корпуса. В 1850
– 1860 гг. театр действовал в Омском каторжном остроге. Его актёром и автором пьес довелось быть
каторжнику Ф.М.Достоевскому.
В
драматургии
второй половины XVIII века важное место занимала
класси-
цистическая трагедия.
Сюжет её, как правило, утверждал образ человека, готового к борьбе за
высокие идеи, преодолевавшего личные интересы и чувства во имя общественных или государствен-
ных идеалов.
В последние годы XVIII века классицистическая трагедия была представлена на русской
сцене как переводами пьес П. Корнеля и Ж. Расина, так и произведениями отечественных авторов А.
П. Сумарокова, Я. Б. Княжнина и др.
МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО ХУШ ВЕКА
Не видя в музыке средства решения практических задач, Пётр не уделял её развитию
особого внимания, рассматривая её лишь как средство внесения в общественную жизнь большего
блеска, разнообразия, оживления. Музыка сопровождала балы, парады, ассамблеи, театральные
представления. Создавались полковые духовые оркестры и домашние оркестры (у Меншикова,
Головина, Апраксина, Строганова, Прокоповича). Появились первые регулярные концерты. В
дворянской среде распространялось любительское музицирование. В Петербурге была создана
Придворная капелла. Широкое распространение получило партесное хоровое пение. Появился и стал
массовым жанр «кант» - трёхголосая песня без сопровождения. Широкое распространение получили
канты-виваты, прославлявшие победы русского оружия, достоинства военачальников. Существовали