124
В царствование Елизаветы Петровны театральное дело очень выросло, никогда до тех
пор Петербург не представлял собой такого изобилия и разнообразия зрелищ. Наряду с
иностранными труппами профессиональных артистов и музыкантов, образовался
театр в
Шляхетском корпусе
кадетов
, где в 1749 г. впервые поставлена была первая трагедия Сумарокова
«Хорев». Кроме того, в Петербурге во времена Елизаветы существовали
театры в доме
Ягужинского и Шереметева
.
К 1750 году
в Ярославле возникает уже не любительский, а профессиональный
театр
с постоянной труппой, обширным репертуаром и новым зданием для представления трагедий
и комедий, вмещавшим до 1000 зрителей. По преданию, слава русского театра ведет свое начало от
старинного кожевенного амбара, в котором устраивал представления театр «охочих комедиантов» во
главе с купеческим сыном
Федором Григорьевичем Волковым
.
Первые ярославские комедианты, составившие труппу Федора Волкова, – служащие
Ярославской провинциальной канцелярии Иван Дмитревский, Иван Иконников, Семен Куклин, Яков
Попов, посадский Тверицкой слободы Семен Скочков, выходцы из Малороссии (Украины) Яков
Шумский и Демьян Галик. В труппу входили также братья Федора Волкова – Григорий и Гавриил. В
репертуаре Волковской труппы были духовные драмы митрополита Димитрия Ростовского, трагедии
Расина, Сумарокова, комедии Мольера. Федор Волков и его сподвижники-ярославцы составили ядро
первого государственного русского профессионального национального общедоступного театра.
В 1751 году вести о ярославском театре дошли до Петербурга. Сенатский экзекутор граф
Игнатьев, находясь в Ярославле по своим делам, в свободное время посещал спектакли Волковской
труппы. Его восторженные отзывы о ярославском театре дошли до императрицы Елизаветы
Петровны.
5 января 1752 года был издан высочайший Указ
: «Федора Григорьева сына Волкова, он
же и Полушкин, c братьями Гаврилом и Григорьем (которыя в Ярославле содержат театр и играют
комедии) и кто им для того еще потребны будут, привесть в Санкт-Петербург...». Ярославцы с
успехом выступали в Петербурге. А
в 1756 г. состоялся указ об учреждении Российского театра в
Петербурге
. Его директором был назначен Сумароков, написавший для труппы 26 пьес. Первым
актером Российского театра стал Фёдор Волков, утверждению славы которого способствовали
высокое профессиональное мастерство и природная одаренность. Значение деяний Волкова огромно.
Он отстаивал национальную самобытность русского театра, заложил фундамент школы русской
актерской игры, освещенной светом благородных и гуманистических идеалов. Театр Волкова был
театром гражданским, патриотическим, тираноборческим, он отстаивал мотивы вольности, свободы,
человеческого достоинства.
Волков создал новые театральные формы, явившись постановщиком «общенародного
зрелища», маскарада «Торжествующая Минерва», устроенного в Москве в честь коронации
Екатерины II. Он утвердил сценическое искусство как школу гражданских чувств, связал его с
проблемами эпохи. Необычайно важным для дальнейшего развития отечественной сцены было
стремление Волкова к демократизации театра и его общедоступности
.
Традиции Волкова были развиты в дальнейшем соратником Волкова Иваном
Дмитревским, под руководством которого в 1779 г. был открыт в Петербурге первый публичный
общественный театр. Дело Волкова продолжили ученики Дмитревского, великие русские трагики
Катерина Семенова и Алексей Яковлев, идущие следом Павел Мочалов и Михаил Щепкин, новые
поколения мастеров русского театра.
Екатерина II, как и Елизавета, тоже была поклонницей театра и придавала ему высокое
воспитательно-образовательное значение. Но на самом деле театр оставался благонравным
развлечением, в котором балеты, оперы и драматические представления играли совершенно
одинаковую роль. При Екатерине II было
три придворных труппы
: итальянская оперная, балетная и
русская драматическая; в качестве вольной имела разрешение на представления и немецкая труппа.
В 1762 г. была образована французская драматическая труппа. В 1783 г. стали давать платные
спектакли для публики в городских театрах. Важной мерою была отмена казенной театральной
монополии и установление свободы предпринимательства в области зрелищ и увеселений.
При Екатерине II в среде богатых вельмож сохранился обычай заводить у себя
постоянные
домашние театры,
в которых выступали
крепостные актёры
. Из их среды вышли