Стр. 123 - 2

Упрощенная HTML-версия

123
В 90-е годы в литературу пришёл
сентиментализм
. Это направление отмечено
повышенным
интересом к человеческим чувствам
, эмоциональному восприятию окружающего
мира. Сентиментализм демократичен: он
отвергает сословную принадлежность как оценочный
критерий
. Для сентиментализма характерна оценка человека, исходя из того, в какой мере он
способен на большие, искренние и глубокие чувства. Главный герой в рамках сентиментализма
крайне раним и беззащитен, он полностью погружён в мир своей личной жизни.
Основоположником сентиментализма в русской литературе явился
Николай
Михайлович Карамзин
(1766 – 1826). Повести
«Бедная Лиза»
и
«Наталья, боярская дочь»
были
признаны наиболее яркими проявлениями сентиментализма в его творчестве. Но если в первой
развивалась крестьянская тема, передавались все перипетии любви, тончайшие оттенки чувств, то
другая ценна как первый
опыт сентиментальной идеализации нашего прошлого
. Карамзин –
автор множества любовных стихов, проникнутых меланхолической грустью. Главный его труд
«История государства Российского» (1818) впервые отразил определенную историческую
концепцию, создал первый миф о России. Автор, прославляя пользу самодержавия, показывал в то
же время губительные следствия деспотизма, рассказывал о мужестве народа в борьбе с врагами
отечества.
Русская литература в ХУШ в. прошла удивительный путь развития, создав предпосылки
для бурного её расцвета уже в начале следующего столетия.
РУССКИЙ ТЕАТР В XVIII ВЕКЕ
Театр в России в XVIII веке приобрел огромную популярность и стал достоянием
широких масс, еще одной общедоступной сферой духовной деятельности людей.
Светский театр родился ещё при царе Алексее Михайловиче, по приказу которого в
подмосковном селе Преображенском была построена «комедийная хоромина». Непосредственным
организатором, автором пьес и режиссером был лютеранский пастор Иоганн Грегори, а актерами –
молодежь Немецкой слободы. Явившись забавою двора, театр носил замкнутый дворцовый
характер. Он просуществовал с 1672 по 1776 гг. до смерти Алексея Михайловича.
Интерес Петра 1 к театральному искусству был связан с возможностью использовать
зрелищные мероприятия для пропаганды своих преобразований. В 1702 году Петр санкционировал
создание
Публичного театр
а, рассчитанного на массовую публику. Специально для него на
было выстроено здание –
«Комедиальная храмина»
, где проходили
спектакли немецкой труппы
И. Х. Кунста
. В репертуаре были иностранные пьесы, которые успеха у
публики не имели, да и царь был недоволен репертуаром, требовал пьес на русском языке, которые
имели бы не более трех действий, не заключали бы в себе никаких любовных интриг и были бы не
слишком грустны, не слишком серьезны, не слишком веселы. Петр желал сделать театр выразителем
своих побед, но его немецкие комедианты этого сделать не смогли. В 1706 году театр прекратил
свое существование. Но, в соответствии с духом времени, широкое распространение получили
всенародные масштабные действия: триумфальные шествия, маскарады, фейерверки.
После смерти Петра Великого и его сестры царевны Натальи Алексеевны, страстной
любительницы театра, театральное дело в России снова пришло в упадок из-за равнодушия к нему
Екатерины I и Петра II. Дворцовые спектакли стали весьма редким явлением, лишь в Славяно-греко-
латинской академии продолжались представления школьных драм, которые получили дальнейшее
развитие, удалившись от схоластического направления прежнего духовного театра.
Со вступлением на престол императрицы Анны Иоанновны возобновились придворные
спектакли и маскарады. Пьесы были преимущественно комического содержания: императрица
предпочитала «те крестьянские и немецкие комедии, в которых актеры в конце действия непременно
колотили друг друга». Петербургское общество не довольствовалось одной итальянской оперой или
немецкими комедиантами, выписанными из Лейпцига, а стало пробовать силы на русской комедии и
хлопотало об устройстве постоянного театра во дворце. В дворцовых спектаклях принимала участие
вся петербургская знать.