122
век восставит и от презрения избавит возлюбленный Российский род». Он приветствовал начинания
Екатерины в пользу русского просвещения и воспитания.
Лучшими поэтическими произведениями Ломоносова были
духовные оды
, в том числе
относящиеся к 1743 г. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого сияния» и
«Утреннее размышление о Божием величестве», полные религиозного чувства и вместе с тем
свидетельствующие о научных интересах автора. «Вечернее размышление», по словам самого
Ломоносова, содержит его «давнейшее мнение, что северное сияние движением эфира произведено
быть может». Поэт сочинял также эпиграммы, шутливые стихотворные пьесы, произведения
сатирические и т. п. Он написал по заказу даже трагедии («Тамира и Селим», 1750; «Демофонт»,
1752), проводя, при каждом случае, свою основную идею: необходимость для России образования,
науки.
Наиболее полно принципы классицизма проявились в творчестве
Александра
Петровича Сумарокова
(1717–1777) – яркого представителя просвещенного дворянства,
боровшегося против невежества, выступавшего за равенство людей, терпимость и гуманизм.
Талантливый теоретик, драматург, поэт, острый критик и публицист, он
создал целую
литературную школу
, сформулировал правила написания трагедий и комедий, од и песен, элегий и
посланий, басен и сатиры. Он –
основоположник новой русской драматургии
. Основой
трагического конфликта в пьесах А. П. Сумарокова, в соответствии с канонами классицизма, были
противоречие между гражданским долгом и любовью
. Он автор нескольких трагедий ( «Хорев»,
«Ярополк и Димиза», «Димитрий Самозванец» и др.), ряда комедий ( «Чудовищи», «Нарцисс»,
«Лихоимец» и др.), чудесных песен и романсов,
основатель жанра басни
(более 370 басен).
В 60-е годы в литературу пришла целая плеяда молодых поэтов. Среди них особо
выделялись: самый крупный представитель позднего классицизма
Михаил Матвеевич Херасков
(1733 – 1807) – создатель жанра национальной эпической поэмы («Чесменский бой», «Россиада» и
др.), а также основатели иронической комической поэмы
Василий Майков
(«Игрок Ломбера») и
Ипполит Богданович
(«Душенька»).
Крупнейшим поэтом второй половины ХУШ в. был
Гавриил Романович Державин
(1743 – 1816). Он
отходил от классицистических канонов
, пытаясь найти свой собственный
художественный метод.
Ода «Фелица», написанная в 1783, принесла ему славу одного из первых
поэтов России
. В ней, так же как и в других произведениях этого периода («Бог», «Осень во время
осады Очакова», «Видение Мурзы», «Водопад»), в полной мере отразилось поэтическое новаторство
Державина. В классическую структуру оды он вводил элементы сатиры и элегии, т.е. соединял слова
«высокие» и «низкие», что вело к лексическому сдвигу в сторону простонародной лексики и
открывало дорогу
развитию реалистического
языка
. Впервые в русской литературе поэт
использовал так называемый
прием «образной звукописи»
, создававший у слушателя определенные
художественные образы.
К началу 1790 г.
ода перестала быть ведущим жанром его поэзии, классицизм с его
четкой структурой и делением на стили сменился
обращением к анакреонтической поэзии
,
прославлявшей земную жизнь и простые человеческие радости: наслаждение любовью, природой,
красотой вещественной, сетования на краткосрочность человеческой жизни. В 1804 был издан
целый сборник «Анакреонтических песен».
Реалистические тенденции
нашли яркое воплощение в творчестве
Дениса Ивановича
Фонвизина
(1744–1792) – автора комедий «Бригадир» и бессмертного «Недоросля». Это были
первые русские
социально – политические комедии
. По форме произведения Д. И. Фонвизина
имели еще очень много общего с литературой классицизма: соблюдалось единство времени и места,
героям даны «говорящие» фамилии: Простакова, Вральман, Скотинин, Правдин и пр. В то же время
трактовка персонажей менее условна: в образах госпожи Простаковой, Митрофанушки, Бригадирши
читатели узнавали своих современников, их характеры выписаны более тонко и реалистично.
Творчество Д. И. Фонвизина оказало огромное влияние на развитие русской культуры. В его
комедиях сильна антикрепостническая направленность. Многие фразы из его произведений стали
крылатыми («Не хочу учиться – хочу жениться»), имя Митрофанушки превратилось в
нарицательное.