Стр. 121 - 2

Упрощенная HTML-версия

121
Литература
петровского периода
носила переходный характер. Основной тенденцией её
развития был интенсивный
процесс обмирщения
, т.е. придание ей светского, реально-жизненного и
общественного характера. Она, в основном, служила
пропагандистским целям
, разъясняя
необходимость и пользу преобразований, но стала выполнять также развлекательные функции.
Литературный язык эпохи крайне пёстр: это использование церковнославянской лексики,
старославянизмов и применение иностранных слов. Вымысел играл ведущую роль в литературном
произведении. Создавались новые стили и жанры. Характерная черта светской литературы –
появление
нового героя
, который верил в свои силы, преодолевал трудности, благодаря своей
учености. Это человек-деятель,
патриот, гражданин, слуга Отечества
. Не случайно популярным
жанром в петровское время стали «
гистории
» (о матросе Василии Кориотском, дворянине
Александре, купце Иоанне), убеждавшие читателя, что все жизненные успехи связаны с личными
достоинствами. Развивались поэтические жанры:
сильвии
(стихи «на случай» - на победу, на
знаменательные даты
), канты-виваты
(торжественная лирика),
любовная
лирика. Получила
особую значимость
публицистика
(Ф.Прокопович), дававшая обоснование идеологии абсолютной
монархии.
В первую четверть ХУШ в. в русской литературе преобладал стиль
барокко
и
складывались предпосылки формирования классицизма. Для литературы барокко характерны
аллегория, символы, роскошные хвалебные сравнения. В большей мере барочные черты проявились
в ораторской прозе (жанры церковно - придворной проповеди и похвальных слов) и школьной
драме, где важное место занимали аллегорические фигуры – персонификации (трагедокомедия
Ф.Прокоповича «Владимир»).
Во второй половине 20-х годов в литературе начал складываться
классицизм
, для
которого были характерны высокая гражданская тематика, ориентация на античные образцы,
строгое соблюдение определенных творческих норм и правил и наличие иерархии жанров. К
«высоким» жанрам относились трагедии, эпопеи, оды, а к «низким» - комедии, сатиры, басни.
Смешение возвышенного с низменным, как нередко свойственно реальной жизни, не допускалось.
Поэтому появились схематичные персонажи, отражавшие образы не реальных людей с их достоин-
ствами и недостатками, а носителей либо пороков, либо добродетелей. Золотым правилом поэтики
классицизма было предписание единства места, времени и действия. Это придавало содержанию
художественного произведения «вечный» характер. Литература поучала и воспитывала, утверждала
государственно – гражданский пафос. Центральной идеей выступала убежденность в возможности
избавления от жестокостей жизни через просвещение и распространение знаний. Характерными
чертами русского классицизма стали тесная связь с современностью и фольклором, резкая
обличительная направленность, сатира.
У истоков нового этапа литературы стоял
Антиох Дмитриевич
Кантемир
(1708 –
1744) – родоначальник жанра сатиры, которая имела открыто политическую направленность,
боролась с противниками петровских преобразований, невежеством. Он автор новых форм
стихосложения и создатель русского литературного языка.
Одним из теоретиков классицизма, новатором художественного творчества был
Василий Кириллович Тредиаковский
(1703 – 1769). Он реформировал русское стихосложение:
заменил силлабических стих на силлаботонический, перейдя к принципиально новой системе,
основанной на правильном чередовании ударных и безударных слогов. Его главный труд –
монументальная поэма «Телемахида» (1766).
Основным жанром патриотической поэзии
Михаила Васильевича Ломоносов
(
1711 –
1765)
стала
ода
. В
1747 г
., после утверждения императрицей Елизаветой нового устава для
Академии Наук и Академии Художеств, Ломоносов написал оду
«Радостные и благодарственные
восклицания Муз Российских»
, где прославлял императрицу за покровительство наукам и
искусствам, воспевал Петра Великого и науки, а также обращался к новому поколению России,
призывая его к просвещению и наукам. Одами
приветствовал Ломоносов и Екатерину II
,
сравнивая новую императрицу с Елизаветой и выражая надежду, что Екатерина II «златой наукам