120
Классицизм в России, как и повсюду,
привержен
большим обобщениям,
общечеловеческому, общезначимому
.
Вместо государственности барокко на щит поднимается
гражданственность, а гуманистичность трактуется менее общо и отвлеченно.
Его
герой
–
идеальный человек,
«сын Отечества»
, победы которого над неустройством мира принимают вид
торжества России.
Первоисточником
творческих поисков
была античная культура
– европейская
классика, воплотившая разумность, логичность, естественность, простоту и верность природе.
Именно эти понятия стали критериями и просветительской философии. Классицизм требовал от
мастера более
тщательного изучения норм античности и строгого соответствия им
. Хотя
античный идеал
никогда
не заслонял русскому классицизму действительности
. Он служил
своего рода призмой, сквозь которую художник видел окружающий мир. Природа – главный
вдохновитель и для нового искусства. Но, если она не достаточно совершенна, то её следовало
«облагородить», сделать красивой (нос кривой выпрямить, полную фигуру представить стройной и
т.д.). Верность античности не превратила ее в единственный источник. Мастеров классицизма
волновали искусство и зодчество Ренессанса, современные явления художественной культуры.
Стремление к гармонии и порядку
сказывалось в своеобразной
иерархии видов и
жанров
искусства. Классицисты выделяли три «знатнейших художества» — архитектуру,
скульптуру и живопись, а в их пределах выше ставили сооружения общественного характера и
произведения на историческую тему.
Именно в рамках классицизма впервые сложился цельный и самостоятельный облик
отечественной культуры — это своеобразный итог XVIII века. При этом русская культура создала
несколько вариантов классицизма: екатерининский, александровский, петербургский ампир,
московский вариант классицизма, классицизм усадебной архитектуры.
В 90-е годы появилось еще одно стилевое направление –
сентиментализм
, имевший
тесные связи с рококо и классицизмом. Это новое направление несло с собой обострённый
интерес
к отдельной
личности
, а не к человеку вообще. Главное внимание здесь привлекал не разум, а
мир
чувств
. Окружающее воспринималось эмоционально, а не аналитически. Усиливалось влечение к
природе, единение с ней. Сентиментализм провозглашал внесословную ценность человека,
воспитывал в нём чувство собственного достоинства. Однако он изолировал героя от реальности,
быта и погружал его в
мир нравственной, идеальной жизни, в мир грёз.
Сентиментальный герой
велик чувством, нравственно свободен, стремится
к личному счастью
, но он – беглец из реального
мира,
не боец, а жертва
в нём. Подобные настроения нашли яркое отражение в литературе, музыке
и живописи.
В развитии художественной культуры ХУШ в. можно выделить несколько условных
этапов.
Первый период
охватывает конец ХУП – 20-е гг. ХУШ в., отражает преобразовательный
дух петровского времени, которое создало идеологию, связанную с воспитательной, назидательной
ролью литературы и искусства в обществе. В искусстве шёл поиск новых средств художественной
выразительности сквозь призму старых представлений, рождались новые светские жанры. Ведущие
позиции занял стиль барокко, по-разному проявившись в культуре Москвы (тесно сплетался с
традицией «русского узорочья») и Петербурга (подражал во многом искусству Голландии).
Второй этап
приходится на 30-е – 50-е годы правления Анны Иоанновны (1730 – 1740)
и Елизаветы Петровны (1741 – 1761). Пышное цветение русского барокко и рококо сочеталось с
переходом к классицизму.
Третий период
относится к 60-м – 90-м годам и связан с правлением Екатерины II (1762
– 1796). Кульминации русского Просвещения в то время соответствовал взлёт во всех областях
художественного творчества, расцвет русского классицизма. В конце периода стали появляться
новые тенденции: сентиментализм, первые черты реализма и романтизма, интерес к ретроспективе
(отдельным чертам барокко и раннего классицизма).
ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА