118
масштабе. Без проекта (эскиза) не работают теперь и скульпторы и живописцы (речь идет о
монументалистах).
Специфическое обучение начинает формировать
творческую личность нового типа
.
Впервые искусство обретает отчетливо
светский характер
, связь с потребностями государства и
общества, что нередко сообщает произведениям
открытую агитационность или научно-
просветительский оттенок
. В целом — это искусство
для общества
, а не для обособленной
личности.
Одно из основных свойств искусства этого периода —
пафос национального
самоутверждения
. В Новом времени появляются произведении, не уступающие шедеврам
зарубежных мастеров. И закономерно, что русских зодчих, ваятелей и живописцев венчают лаврами
прославленные академии Европы. Архитектора В. И. Баженова избирают профессором Римской,
членом Флорентийской и Болонской академий. Скульптор Ф.И.Шубин становится членом Болонской
академии. Художник А.П.Лосенко награждается тремя медалями Парижской академии. Крупнейшие
творческие индивидуальности олицетворяют поколение русской художественной интеллигенции
невиданного прежде склада. Эти люди чувствуют себя своими в европейском искусстве Нового
времени.
Русское искусство, вырвавшись из рамок средневековья, не могло порвать сразу с
многовековыми национальными традициями. Тот путь, который западная культура проходила за
три столетия, российская прошла за несколько десятков лет. Это касается как культуры в целом, так
и искусства в частности. Отсюда
спрессованность развития, то есть параллельное
существование нескольких стилевых направлений, несоответствие отдельных явлений
культуры объективным условиям и курьёзы в процессе формирования новой культуры
. Только с
середины XVIII века можно говорить о развития российского искусства в русле общеевропейских
тенденций.
Искусство России ХVIII столетия связано в основном с тремя стилевыми
направлениями:
барокко, рококо и классицизмом.
Для системы стилей в начале ХVIII века
связующим звеном являлось барокко, с которым так или иначе соприкасались классицизм и рококо.
В данный период новое русское дворянство почувствовало
вкус к европейскому быту, светским
развлечениям, роскоши и искусствам
. Это требовало красочного и пышного оформления, которому
соответствовал язык барокко.
Слово
«барокко»
образовано от итальянского слова «вarocco», буквально
:
причудливый, вычурный
. Стиль барокко зародился в Риме во 2-й пол. XVI века. Италия в XVII
веке стала ареной расцвета этого театрально-пышного, торжественного и патетического стиля в
искусстве. Одной из определяющих черт его стал
дух обновленной католической религиозности
,
отсюда —
максимальная спиритуализация форм, их насыщенность, преизбыточность,
напряженность духовного поиска и глубина мистических откровений
, присущая барокко в самых
разнообразных его проявлениях. Важно также то, что историческим фоном развития барокко был
расцвет абсолютных монархий
в Европе, благодаря чему именно этот стиль стал в основном
репрезентировать сильную королевскую и императорскую власть,
мощь и величие государства
. В
качестве отдельной стадии стиля барокко выделяют стиль рококо. В общем русле стиля барокко,
изначально являвшегося универсальным, многовариантным, развивался классицизм. Но барокко в
отличие от классицизма
апеллирует скорее к чувству
, чем разуму,
тяготеет к бурному
конфликту, динамике
, а не к гармонии. Оно гораздо меньше связано с каноном античности и т. п.
На русской почве барокко реализовалось в своём наиболее пышном, царственном, чувственно-
эмоциональном варианте.
В то же время барокко
развивало принципы, заложенные в эпоху Возрождения
. Но
при этом радикально изменился главный эстетический принцип. Он предполагал уже
не
сотворческое следование природе, а совершенствование ее в духе идеальных норм красоты
.
Этим и объясняется грандиозный размах, бурная динамика и изощренная декоративность барокко.
Логика художественного мышления заключалась в том, чтобы стремиться выразить
универсальность картины мира, понимание величественности и значительности как человека, так и
окружающей его действительности. Богатство мира передавалось через создание чувственно-