117
малые народные училища
с двумя классами. Новшеством стало ведение классно-урочной системы,
единых учебных планов, разработка методики преподавания. Для подготовки учителей специально
для народных школ стали открываться учительские семинарии и училища. Тем самым была
заложена основа системы начального образования. Всего к концу ХУШ века в России было
примерно 550 учебных заведений с 60-70 тыс. учащихся. Кроме того, существовало домашнее
обучение и учеба за границей. Уровень грамотного населения составлял 6%.
Главным центром научной деятельности оставалась Академия наук. Фигурой первой
величины в ней явился
Михаил Васильевич Ломоносов
(1711–1765), труды которого стали
серьезными вехами в самых разных областях научного знания: в физике, химии, астрономии,
истории, филологии. Рост национального самосознания требовал выработки общенационального
литературного языка. И Ломоносов многое сделал в этом направлении.
Под эгидой Академии проводились исследовательские работы по разным отраслям,
устраивались научные экспедиции в отдаленные районы страны, участниками которых были
русские и иностранные естествоиспытатели, географы, историки: С.П.Крашенинников,
С.И.Челюскин, И.Г.Гмелин, Г.Ф.Миллер, П.С.Паллас и другие. В 1745 г. Академия наук издала
«Атлас России» на 19 больших картах (подобный атлас имела только Франция). Значительное
развитие получали география, ботаника, зоология, минералогия.
Наука второй половины XVIII в. примечательна небывалым
взлетом технической
мысли
. В историю вошли имена
И. И. Ползунова
, за двадцать лет до Дж. Уатта создавшего
универсальную паровую машину, и
И. П. Кулибина
– автора многочисленных изобретений
:«самобеглой коляски», одноарочного моста через Неву, лифта, протезов для инвалидов и др.
Из гуманитарных наук (философия, филология, право, история) наибольшее развитие
получила история, которая стала на основе источников критически оценивать и устанавливать
причинные связи между событиями и явлениями: «История Российская» В.Н.Татищева, «История
российская с древнейших времён» М.М.Щербатова, работы И.Н.Болтина, Г.Ф.Миллера и др.
Русская наука сделала большой шаг вперёд. В стране работало уже много ученых, не
только приехавших из-за рубежа, но и отечественных. И всё же Россия во многом продолжала
отставать от передовых стран. Особенно это касалось распространения научных взглядов и
внедрения достижений науки в производство.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА И СТИЛЕВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ XVIII СТОЛЕТИЯ
Русская художественная культура эпохи Просвещения отразила всю сложность и
неординарность духовного состояния общества. При этом в ней запечатлелись не только социально-
политические, но, в большей мере, эстетические противоречия. Они выразились в соединении таких
противоположных начал как аристократическая утонченность и простонародная грубоватость,
традиционная аскетическая строгость и привнесённая светская фривольность, «своё» и «чужое».
Характерная черта Нового времени:
идеи закономерности
и познаваемости
окружающего мира
(природы, самого человека и человеческого общества, его произведений). Люди
петровской поры стремятся передать в них приверженность к упорядоченности, восхищение силой
разума, значение человеческой личности. Зодчие выражают эти идеи в облике города и слагающих
его зданий, художники — в изображении всего окружающего и, прежде всего, человека. Мастера
хотят понять и верно показать строение тела, выражение лица, особенности темперамента, уловить
связь между внешним обликом портретируемого и его положением и ролью в обществе. Это
определенно свидетельствует о
развитии и укреплении реалистических тенденций
.
Сам творческий процесс начинает восприниматься как явление, во многом закономерное
и подвластное логике. Укореняется мысль о возможности и необходимости заранее представить себе
конечный результат — завершенное произведение искусства. Становится привычным характерный
для художественной практики эпохи Нового времени путь
от замысла к произведению через
проектирование
. В архитектуре уже не могут обойтись без чертежа и модели, выполненных в