Стр. 116 - 2

Упрощенная HTML-версия

116
Экономическая публицистика была представлена работами выдающегося учёного-
самородка И.Т.Посошкова, и, прежде всего, его наиболее известной «Книгой о скудости и
богатстве».
В основе развития науки в Петровскую эпоху лежали в первую очередь практические
потребности государства. Большие успехи были достигнуты в геодезии, картографии, гидрографии, в
изучении недр и поиске полезных ископаемых. Значительными успехами отмечены многочисленные
географические экспедиции, в том числе: в 1716 г. – Бековича-Черкасского в Среднюю Азию, в 1720
г. – Д.Г.Мессершмидта в Сибирь, в 1725 г. – В.Беринга на Камчатку. В результате экспедиций были
составлены карты Каспийского, Азовского, Аральского морей, а в 1726 – 1734 гг. издан первый
русский атлас империи. Положено начало разведке железных и медных руд, каменного угля, нефти.
Собранный во время экспедиций огромный материал способствовал развитию промышленности,
сельского хозяйства, торговли, а так же существенно расширял знания об этнографии, лингвистике,
ботанике, что порождало чувство патриотизма и национальной гордости русских людей.
Свой вклад в основание науки внесли русские изобретатели. В стране возникли первые
научно-технические лаборатории. Механик А.Нартов создал ряд приборов и машин, в том числе
первый в мире токарно-винторезный станок и оптический прицел. Я.Батищев изобрёл машину для
водяной обточки ружейных стволов. Е.Никонов представил проект создания «потаённых судов»
(подводных лодок). М.Сердюков стал известен в строительстве гидротехнических сооружений. В.
Татищев – в горном деле, Я.Брюс – в военном.
В 1725 г.
в Петербурге была открыта
Академия наук
. Проект устава Академии был
разработан при непосредственном участии царя, но открытие состоялось уже после его смерти.
Академия стала крупным научным центром. «В истории мировой культуры в прошлых веках нельзя
указать другой пример столь же быстрого и эффективного выращивания науки, как это было в
России в первой половине XVIII века через посредство Петербургской Академии», – писал академик
С. И. Вавилов. Для работы в Академии были приглашены видные иностранные ученые, в т. ч. и
будущие европейские знаменитости: основатель гидродинамики К.Бернулли, математик Л. Эйлер.
При академии были открыты гимназия и академический университет.
В развитии системы образования
во второй половине XVIII в.
прослеживаются две
тенденции: первая из них проявлялась в существенном
расширении сети учебных заведений
, вторая
выражалась
в усилении влияния принципа сословности.
Ещё в 30-е – 50-е гг. стали возникать закрытые сословные дворянские учебные
заведения: Сухопутный шляхетский кадетский корпус (1731 г.), Морской корпус (1752), Пажеский
корпус (конец 50-х). В соответствии с планами создания «новой породы людей» при Екатерине были
разработаны новые программы воспитания и обучения детей разных сословий. Для дворян
предназначались преобразованные кадетские корпуса и открытое в 1764 г. Воспитательное общество
благородных девиц, а для разночинцев - Академия художеств (1757) с училищем (1764),
воспитательные дома в Москве (1764) и Петербурге (1770), коммерческое училище (1772), горное
училище (1773) и др. Крепостных крестьян ни в одно училище не принимали.
. Центром образования стал учреждённый
в 1755 г. стараниями М. В. Ломоносова и И.
И. Шувалова Московский университет
в составе юридического, философского и медицинского
факультетов. При университете была предусмотрена специальная подготовительная гимназия с
двумя отделениями: для дворян и для детей разночинцев. Студенты получали различные
государственные привилегии, а выпускники – право на потомственное дворянство, что делало
университет привлекательным в плане карьеры. В 1773 г. в Петербурге открылось ещё одно высшее
учебное заведение - Горный институт.
Однако все созданные учебные заведения охватывали слишком малое количество детей
и не могли удовлетворить быстро возраставшую потребность в образованных людях. Да и
оторванное от семьи воспитание не могло быть популярным. Требовалась более практичная и
широкая система народного образования. В связи с этим в 1782-1786 гг. была проведена школьная
реформа по образцу самой передовой тогда австрийской системы.
В 1786 г. Екатерина утвердила Устав народных училищ, согласно которому, в каждом
губернском городе учреждались
главные училища
с четырьмя классами, а в уездных городах –