111
лож «тесала дикий камень» сердца человеческого, воспитывая его в духе «аскезы», которая находила
своё воплощение в идеале «служения» Отечеству. Фактически масонство формировало самосознание
дворянства как общественной силы, объединяло его социально и духовно, ускоряло развитие
собственного интеллектуализма. Большинство видных русских просветителей, государственных и
общественных деятелей ХУШ – начала Х1Х в. принадлежало к масонским ложам или сочувственно
относилось к их идеям: И.П.Елагин, Н.И.Новиков, И.В.Лопухин, П.А.Татищев, И.П.Тургенев,
Н.И.Тургенев, Н.И.Панин, А.М.Кутузов, В.И.Баженов, А.С.Пушкин, Ф.Н.Глинка. П.И.Пестель,
Г.С.Батеньков, Н.А.Римский-Корсаков, М.М.Сперанский и др.
В интеллектуальном мире новой России выделилось несколько ключевых тем,
отразивших национальную специфику. Среди них центральное место отводилось
идеологическому
обоснованию абсолютизма
, с которым связывалась судьба преобразований.
Первоначально концепция неограниченной власти самодержца опиралась на идею о
богоданной природе государства, царской власти. Но в начале ХУШ в. в Россию стали проникать
раннепросветительские идеи «естественного права». «общественного договора», «общего блага».
Выводы западных философов о человеческой природе государства порождали представление о том,
что «государство есть средство преобразования общества, инструмент, с помощью которого можно
обеспечить общее благо». Эти теории, а также идеи рационалистов с их верой в безграничные
возможности человеческого разума стали важными элементами русского общественного сознания.
Крупнейшим идеологом абсолютизма был Феофан Прокопович (1681-1736),
обосновавший в своих сочинениях («Духовный регламент», 1721; «Правда воли монаршей»,1722)
официальную политическую доктрину русского абсолютизма. Опираясь на западные теории и
традиции Московского царства, Прокопович развил концепцию неограниченной власти монарха,
приоритета
светской власти над церковной. Это был первый в России вариант т
еории
просвещенного абсолютизма.
Теория обосновывала главенство светского начала, разума, науки,
опирающихся на просвещенную государственную власть, главной обязанностью которого является
осуществление «всенародной пользы». В основе же силы государства и благосостояния граждан
лежат образование и распространение науки, по сему
носителем государственной власти должен
быть «философ на троне» - просвещенный монарх, который должен править, опираясь на
строго соблюдаемый закон.
Ф.Прокопович являлся также идеологом церковной реформы, обосновывал
необходимость подчинения церкви государству, секуляризации церковных и монастырских имений,
отмены патриаршества и учреждения Синода.
Во второй половине века идеология «просвещенного абсолютизма» разделялась
большинством деятелей русской культуры, представлявших и консервативное направление
(А.П.Сумароков, М.М.Щербатов), и просветительское (Н.И.Новиков, Д.И.Фонвизин). В своих
статьях они стремились «истину царям с улыбкой говорить», «учить царствовать монарха».
Екатерина П, в свою очередь, стремилась предстать в образе «мудреца на троне» и формировала
новую политику самодержавия. Суть этой политики заключалась в том, что взаимоотношения
государя и подданных должны быть основаны не на слепом послушании, а на сознательной
совместной деятельности на «благо государства».
В петровское время была разработана
новая концепция отношения к личности
.
Человека начали воспринимать как активно действующую личность, ценную саму по себе и еще в
большей степени за «услуги отечеству», когда не богатство и знатность рода, а тем более не
национальность, а общественная польза, ум и храбрость могут возвести человека на высокую
ступень социальной лестницы. Идеалом эпохи стал человек-гражданин, человек-патриот.
Важным фактором общественной жизни второй половины ХУШ в. было
развитие
национального самосознания.
Это нашло выражение в повышении интереса к русскому языку, его
истории, становлении нового литературного языка на основе сближения разговорного и книжного.
Формировался русский общенародный разговорный язык на основе московского диалекта. В 1783г. в
Петербурге была создана Российская академия – научный центр по изучению русского языка и
словесности во главе с Е.Р.Дашковой. Много сделали для становления русского языка