Стр. 110 - 2

Упрощенная HTML-версия

110
Главное произведение Радищева – «Путешествие из Петербурга в Москву», по
недосмотру принятое цензурой за обычные путевые заметки и поэтому допущенное к печати. В нем
перед читателями проходят сатирические типы помещиков. Невежество и жестокость дворянства
Радищев показывает в бытовых сценках, свидетелем которых становится по дороге из Петербурга в
Москву. В контраст бесчеловечным образам господ Радищев приводит образы крестьян,
сохраняющих, несмотря на бедственность своего положения, внутреннее достоинство и душевную
красоту. Вскоре, однако, власти разобрались в характере произведения, почти весь тираж был
уничтожен, а автор отправлен в ссылку. «Сатирическим воззванием к возмущению» назвал
«Путешествие» А. С. Пушкин.
На формирование русского просветительства оказали влияние не только западные
мыслители, но и европейское масонство.
Масонство – это сложное и противоречивое религиозно-
философское, этическое и политическое течение, форма самоорганизации элиты общества.
Целью современного масонства является достижение всем человечеством, независимо от расовой,
национальной, духовной культуры, принципов свободы, равенства, братства, «царства истины и
любви», земного рая. Цель достижима, по мнению масонов, путем нравственного, физического и
умственного совершенствования каждого человека. Препятствием на этом пути являются религия и
национальные государства, которые должны быть уничтожены. Конечный идеал масонства: новая
религия (религия гуманитаризма ) и сверхгосударство, богом которого станет человечество, мораль
которого не религиозна и в котором разум человеческий будет мерой всех вещей.
Масонство, возникшее, вероятнее всего, в Англии ХУ1 в., отразило многие
противоречия эпохи. С одной стороны, это Возрождение с его гуманизмом и социальными утопиями,
а с другой – ярко выраженное религиозное сознание, интерес к мистицизму и вера в
сверхъестественное, таинственное. Идейными основами течения стали античная философия и
постулаты крупнейших мировых религий (христианство, иудаизм, отдельные элементы буддизма).
Свою задачу масоны видели в том, чтобы, очистив себя от греха и отрешившись от мирских
соблазнов, прислушаться к внутреннему голосу совести. Торжествующая совесть и деятельная
нравственная жизнь – вот истинный путь вольного каменщика к божественному свету. Можно
сказать, что в философском плане масонство есть идеализм, проповедующий превосходство
духовного, вечного над земным, временным. Однако, воздвигнутое на фундаменте христианского
учения в протестантской трактовке, масонство на самом деле уже с первых своих шагов стало
стойким оппонентом католической церкви, отстаивая секуляризацию мира и перестройку его на
прогрессивных, рациональных началах.
В России масонство стало известно в петровские времена, а первая ложа, по
достоверным источникам, была открыта в Петербурге в 1731г. До конца 70-х гг. продолжался период
становления и укрепления масонских лож на русской почве, находившихся под влиянием
английской системы. Само масонство в эти годы было скорее модной забавой. Каких-либо
общественных потребностей в масонском «свете» в высшем слое русского общества тогда ещё не
сформировалось, но было любопытство, тщеславие молодых людей и желание использовать
масонские связи для успешного продвижения по службе.
Конец 70-х – 80-е гг. – время расцвета русского масонства, господства в ложах шведской
рыцарской системы и розенкрейцерства. К концу века среди дворян доминировало
розенкрейцерство
, ведшее свою родословную от легендарного немецкого рыцаря Розенкрейца. Это
было консервативное направление, которое в политическом плане выступало сторонником
самодержавия и крепостничества, а в идейном плане противостояло атеизму и материализму
французских просветителей. Существенными сторонами деятельности этого братства были
увлечения магией и алхимией, а также огромная вера в преобразующую силу знания и стремление к
научным открытиям. Главной духовной идеей русских масонов было совершенствование духовного
мира личности через просвещение и активное делание добра. Братья широко занимались
благотворительностью (открыли и содержали несколько частных народных училищ, Педагогическую
и Философскую семинарии, Дружеское ученое общество), изданием книг и журналов,
проповедовали строгость и ответственность, нравственное благородство, самопознание и
самообладание – «ищи в самом себе истину». Строгая внешняя и внутренняя дисциплина масонских