109
Попугаева; представления И.А. Крылова, Г.Р. Державина, Л.П. Сумарокова о нравственном облике
дворянина.
Одной из центральных идей русского Просвещения была
идея воспитания
совершенного человека.
Оригинальные мысли по этому поводу высказывали В.Н.Татищев и
А.Кантемир. Была даже предпринята практическая попытка выведения новой породы людей. В 1764
году Екатерина II утвердила разработанное И.И. Бецким «Генеральное учреждение о воспитании
особого пола юношества». Согласно данному проекту, предполагалось создание закрытых
«воспитательных училищ», куда поступали бы дети не старше 3-6 лет. Считалось, что в таком
возрасте дети ещё не испорчены порочным влиянием окружавшей их среды. Будущие «люди новой
породы» набирались из дворянских сирот, обедневших дворянских семей и безродных подкидышей.
После открытия Московского воспитательного дома, его филиал появился в Петербурге. Многие
крупные чиновники стали открывать подобные учреждения в своих губерниях.
Как ни странно, передовыми идеями была захвачена сама императрица
Екатерина II
.
Она состояла в переписке с видными французскими просветителями и
упорно старалась создать о
себе мнение как о «просвещенном монархе», «философе на троне»
. Реальность, однако, была
далека от провозглашаемых идей. Екатерина и сама понимала это. «Вашими высокими идеями
хорошо наполнять книги, действовать же по ним плохо», – писала она в своем письме к Дидро. И все
же ей хотелось быть идейным лидером русского общества. II половина XVIII в. – это время особой
популярности литературных журналов. Екатерина инкогнито, не указывая своего имени, начала
издавать «сатирический» журнал «Всякая всячина», в котором основное внимание уделялось
различным человеческим слабостям, не имевшим отношения к злейшим социальным язвам русского
общества того времени: юмор журнальных публикаций был посвящен расточительству, женскому
непостоянству и т. д.
Затея императрицы потерпела неудачу. Ее издание в свою очередь стало объектом
едких насмешек со стороны журнала «Трутень», издателем которого был наиболее видный
представитель русского Просвещения
Николай Иванович Новиков
(1744 – 1818). Кроме
журналистики, просветительская направленность его деятельности проявилась в издании памятников
древнерусской литературы: с 1773 по 1775 г. в свет вышло десять томов «Древней Российской
вивлиофики» ( т.е. библиотеки).
Новиков прекрасно знал, кто скрывается под вывеской «Всякой всячины», выпады его
били точно в цель. Екатерина безуспешно пыталась острить в ответ. В конце концов «Трутень» был
закрыт. Это, однако, не остановило Новикова – он начал издание журнала «Живописец», в котором
продолжал линию, заложенную «Трутнем», хотя уже более осторожно. В его изданиях осмеивались
сословные предрассудки, показывались ужасы крепостного права, утверждалась
идея равенства
людей
. Объектом сатиры был и государственный строй, хотя в целом Новиков
оставался
сторонником просвещенной монархии, постепенных реформ на основе «исправления нравов»
.
Взгляды Новикова типичны для русского Просветительства. Представители этой первой
в России антифеодальной идеологии выступали с идеей ограничения крепостной эксплуатации (но
не уничтожения её), призывали к гуманному отношению к крестьянству.
Крепостничество
воспринималось ими как нравственное зло, а вовсе не как социальная несправедливость
. Русские
просветители делали акцент на высоких нравственных ценностях, таких как гражданственность,
чувство долга, гуманизм, уважение к личности. Они верили в грандиозную способность
человеческого разума переделать мир по иной, более совершенной модели.
Интересные и обстоятельные размышления по этому вопросу содержались в сочинениях
А.Д. Кантемира, В.Н. Татищева, Ф. Прокоповича, И.Т. Посошкова. Общее мнение сводилось к тому,
что крепостное право в России — продукт ее исторического развития и уничтожить его без
серьезных политических и социальных изменений не удастся.
Во второй половине 70-х гг., развивая идеи просветительства,
Александр Николаевич
Радищев
(1749 – 1802) в критике самодержавия и крепостничества пошёл дальше своих
современников. Система его воззрений, в целом родственная идеологии Просвещения, все же
выходила за рамки этого течения. Радищев
был сторонником революции
. В оде «Вольность» А. Н.
Радищев открыто приветствует народное восстание, суд над царем и его казнь.