Стр. 112 - 2

Упрощенная HTML-версия

112
М.В.Ломоносов и Н.М.Карамзин. Расширялся также интерес к отечественной истории, фольклору,
народной культуре. Впервые стали издаваться пословицы, песни, сказки, былины.
Новые идеи, сложившиеся под прямым влиянием западной мысли, привели к созданию
светской культуры, перестройке всей интеллектуальной сферы на основе рационализма и гуманизма.
Культура нового типа оказалась жизнеспособной, стала и остаётся до сих пор доминирующей.
Заимствование иноземного опыта ещё раз подтвердило (вспомним мощное влияние Византии на
развитие Древней Руси) могущество русского национального духа, имеющего силу переработать
иную культурную традицию, сделав её своей. Однако усвоение новшеств было неравномерным.
Слой просветителей и поместное дворянство по-разному восприняли культурный материал
Просвещения. Другие сословия (купечество, казачество, священнослужители) осваивали лишь
отдельные элементы западной культуры.
Четкий водораздел между европеизированной культурой
дворянства и традиционной культурой народа проведен, скорее, в научной оценке этого факта, а в
жизни граница дробилась на множество переходных ступеней.
Появление просвещенческой светской культуры не означало радикального разрыва
культурного поля.
Ликвидации прошлого культурного опыта не произошло, изменились лишь его
оценки и место в духовной жизни.
В новое время пирамида культурно-духовных ценностей словно
перевернулась: «низкое» оказалось наиболее востребованным и ценным. Обыденная практическая
жизнь по своей значимости потеснила высшие духовные богатства.
РЕФОРМЫ ПЕТРА В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ
Эпоха Петра I (1672-1725) явилась переломной в истории нашей страны. Уходила в
прошлое Древняя Русь, Россия вступала в Новое время.
Реформирование России было неизбежно, и это хорошо понимал Пётр. Государство не
могло продолжать своё развитие в состоянии изоляции, оставаясь замкнутым царством с отсталыми
военными и экономическими структурами, в отрыве от европейского просвещения, науки и техники.
Реформы Петровской эпохи носили всеобъемлющий характер и оказали устойчивое
воздействие на экономическую и социальную жизнь, государственное устройство, культуру, быт,
внешнюю политику, вооруженные силы. При этом методы реформирования и значимость
преобразований, по мнению некоторых мыслителей, сопоставимы с революцией.
Содержанием реформ в самом общем смысле явились два важнейших момента –
решительный сдвиг от средневековья к новому времени и европеизация всех областей жизни.
Очевидно, что преобразования носили двойственный характер. С одной стороны, они проводились в
интересах дворянства и в условиях крепостничества вели к ухудшению положения народа, усилению
деспотии. Но, с другой стороны, реформы стимулировали сохранявшиеся ещё возможности
феодального строя и тем самым способствовали развитию общества, выполняя прогрессивную роль.
Реформирование России, начатое Петром, привело к трём важнейшим результатам:
Значительно сократилось отставание экономики и культуры России от
передовых стран Европы;
Россия превратилась в могущественную державу, вошла в число великих
европейских стран;
Россия стала державой с современной сухопутной армией и сильным
военно-морским флотом.
Достигнутые результаты стали возможны благодаря энергичной деятельности Петра 1, его умению
подбирать и опираться на надежных помощников во всех областях деятельности.
Несомненно,
многое из того, что ознаменовало смену эпох, было подготовлено
ходом истории и давало себя знать еще в XVII в.
, однако качественный скачок, произведенный
усилиями Петра, был поистине титаническим. При этом определённые глубинные механизмы
культуры не только продолжали функционировать, а даже ускорили свои обороты. Так, церковь,
которая и раньше была тесно связана с государственной властью, была ею полностью подчинена.
Наметившийся разрыв между верхами и низами общества в результате европеизации превратился в
пропасть.