Стр. 105 - 2

Упрощенная HTML-версия

105
своеобразие местных творческих школ
. Апофеозом,
«Золотым веком»
русской иконописи
стало
искусство XIV-XV вв
., выразившее патриотический подъём борцов за национальную
свободу и объединение разрозненных земель. Но потом общий уровень стал заметно снижаться.
Активное проникновение в икону реалистических элементов вступило в глубокое противоречие с
её идейным строем. Икона «перестала быть свидетельством православия»
89
, что говорило о
падении уровня церковного сознания в XVII веке
. Однако, древние иконы остались навсегда как
высокие образцы искусства. Они и сейчас поражают нас удивительной цельностью и глубокой
одухотворённостью.
XVII век, являясь периодом быстрого развития древнерусской культуры, в то же
время был веком ее завершения
. Сохраняя основные черты традиционного уклада, русское
общество начинает трансформироваться в направлении, которое в последствии найдет свое
наивысшее выражение в реформах Петра Великого. Россия стояла
на пороге Нового времени
. В
культуре отчетливо выделяются две тенденции: проникновение западноевропейских влияний и
прогрессирующий процесс обмирщения (секуляризации), т. е. освобождения от господства
церкви.
РУССКАЯ КУЛЬТУРА В XVIII ВЕКЕ: УТВЕРЖДЕНИЕ ЦЕННОСТЕЙ НОВОГО ВРЕМЕНИ
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ РУССКОЙ СВЕТСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ХУШ век в России, или «век Русского Просвещения», - период постепенного перехода от
древнерусской культуры к культуре Нового времени,
формирование русской национальной
культуры
. Начало этому процессу положили петровские реформы, бывшие первой
последовательной попыткой модернизации России «сверху». Главное содержание петровских
89
Успенский Л. Указ.соч. С.21.