104
Самой яркой фигурой нового направления был
Симон Ушаков
(1626 – 1686) –
царский изограф и теоретик живописи
. Его теория по существу
разрывала с иконописной
традицией
, требовала правдивого изображения святых
«как в жизни»
, превозносила
эстетическую сторону иконы. То же отражали его произведения. Но они носили двойственный
характер, соединяя черты иконы и картины. Ушаков не смог до конца освободиться от
средневековой техники. Любимые темы мастера – «Спас Нерукотворный» и «Троица». В
«Спасе»
он добился телесного тона лица, почти классической правильности черт, объёмности. Однако, как
отметила Н.А.Дмитриева, ему не доставало чувства человеческой индивидуальности, характера,
«
икона стала жизнеподобной, но не стала жизнеспособной
. «Нерукотворный Спас» Ушакова,
нежным, дымчато-золотистым рельефом выступающий из белого плата, в сущности, совершенно
безличен. Объёмная моделировка
не выявляет внутренней жизни
в этом скучновато-
симметричном, благообразном лице: оно просто выглядит «одутловатым»
87
.
Композиция
«Троицы»
(1671 г.) почти полностью соответствовала классическому
образцу – иконе А.Рублёва. Но она заметно отошла от неё по сути. «Не только многочисленные
предметы на столе снижают высокую символику Рублёва до уровня повседневности, но и древо
жизни вновь становится дубом… Совершенно условные палаты, символизировавшие у Рублёва
домостроительство Святой Троицы, превращаются у Ушакова в замысловатый архитектурный
ансамбль итальянского типа. Вся
икона становится изображением бытовой сцены
, но никак не
символом горнего мира»
88
. Композиция ангелов Ушакова кажется опущенной вниз, дерево и
аркада давят на фигуры сверху и сплющивают круговую схему иконы. Кардинально изменился
цвет, он стал тяжёлым, густым, наложен светонепроницаемым слоем. Облик ангелов далеко не
хрупок и лишён одухотворённости.
Из-под кисти Ушакова выходили иконы сложного содержания, с большим
количеством персонажей (Седьмой Вселенский собор), с введением реального пространства и
реального времени (Древо государства Московского). Это были уже
не столько иконы как
моленные образы, сколько историко-аллегорические картины с развитой идеологической
концепцией
.
Развитие реалистических тенденций в иконографии привело к
появлению
портретного жанра
. Этому способствовало и мировоззрение переходного периода,
выдвинувшее на первый план не идеального рублевского человека, а конкретного, живущего
свободной мирской жизнью. Портрет – парсуна (от лат. «персона» - личность) появился на рубеже
XVI-XVII вв.
Это первые светские портреты, но написанные в иконографической манере.
В
парсунах художникам удавалось передать внешнее сходство и отчасти отразить характер
человека. Лучшие работы: портреты Ивана IV Грозного и князя М.В.Скопина-Шуйского.
Искусство XVII в. сделало огромный шаг вперед в своем развитии, но не привело пока к созданию
нового творческого метода.
Какой высокой нравственной силой должен был обладать русский народ, создавший
на заре своей истории такое удивительное искусство, выразившее постоянное стремление людей к
красоте духовной! Ни мощное заимствование византийской культуры, ни разрушительное
действие ордынского ига не могли помешать русской живописи иметь
своё яркое самобытное
лицо
. Складывавшаяся веками славянская народная культура активно соперничала с
догматической церковной традицией, внося в неё живительные силы, создавая богатое
87
Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып.1. М., 1986. С.204, 206.
88
Раушенбах Б.В. Геометрия картины… С.307.