Стр. 106 - 2

Упрощенная HTML-версия

106
реформ составила
секуляризация культуры
(т.е. её «обмирщение»), разрушившая средневековую
цельность древнерусской культуры. Единая до того русская культура (синкретическая «культура-
вера») была расчленена на собственно «культуру» и собственно «веру», т.е. фактически на две
культуры: светскую и религиозную. При этом религиозная часть культуры уходила на периферию
национально-исторического развития, а
новая светская культура укоренялась в центре
культурной и общественной жизни
, приобретая самодовлеющий характер. В концепции мира,
утверждаемой Петром, на место «красоты» ставилась «польза»; традиционный для Древней Руси
приоритет слова, словесного этикета отходил на второй план перед авторитетом вещи,
материального производства, естественных и технических наук; «плетение словес» сменил деловой
стиль (гражданский шрифт).
В новой культуре наметился процесс
дифференциации
, появились
новые отрасли
:
наука, светская живопись, садово-парковая культура и проч. По сравнению с предшествующим
периодом
ускорились темпы развития
культуры, смены художественных стилей (барокко, рококо,
классицизм, сентиментализм). Также отличительной чертой нового стало утверждение
авторства
произведений
, хотя значительная часть культуры продолжала оставаться анонимной. Изменились и
представления о творческом процессе, составной частью которого стало
проектирование.
В ХУШ в. в российской культуре начала складываться
новая система ценностей
. При
Петре 1 православие было поставлено на службу государственным интересам. На смену религиозной
ментальности, основу которой составляло «служение государю», пришли новые светские принципы,
и главный среди них –
«служение Отечеству»
как принцип национально-культурной
идентификации. Государство становится национальным символом, оттеснив систему православных
ценностей на второй план.
Важной чертой культуры нового времени стала её
открытость,
способность к контактам
с культурами других народов. В начале века были преодолены ксенофобия и самоизоляция,
произошёл поворот к Западу. Особенно активными и плодотворными оказались связи с Польшей,
Германией, Италией, Голландией. В Европе к этому времени в цивилизованном развитии произошли
кардинальные перемены, связанные с утверждением либерализма и переходом от эволюционного
пути развития на инновационный.
Ядром развития либерализма стали идеи свободы
(как
возможности и необходимости ответственного выбора и признания права на свободу за другими)
и
толерантности
(как уважения не только своих, но и чужих ценностей, как осмысление и
использование другого духовного опыта в его самобытности).
Инновационный путь
характеризовался
культивированием науки и техники, а также становлением протестантской
трудовой этики
, идеал которой – «молись и работай» - ориентировал человека на самостоятельную
интенсивную работу.
Светская русская культура XVIII — начала XIX века развивалась под знаком
космополитизма, но при этом иностранный опыт адаптировался в соответствии с местными
особенностями.
Новые доминанты сознания вступали в диалог-спор с традиционными духовными
установками.
Силовой и ускоренный метод европеизации России
оставил мало времени и
возможностей для взаимного «прорастания» новаций и традиций. Тем не менее, при всей ради-
кальности перемен
отрицание старой культуры России больше декларировалось, чем
происходило на самом деле
. Следует говорить, скорее, о трансформации, но не о полном отрицании
прежней культурно - цивилизационной системы.
Западное влияние на Россию не захватывало всего общества, оно подействовало лишь на
тонкий слой знати, стремившейся украсить на иностранный манер не только свою жизнь, но и ум.
Однако условный смысл отвлеченных западноевропейских понятий русским людям был не ясен,
поэтому знать принимала их буквально, как политические и нравственные догматы, и усваивала без
размышлений. Такой поверхностный подход к идеям уводил людей от истинного понимания
окружающей действительности.
Сущностные новации европейской цивилизации, её ценностная система оказались не
востребованы Россией. Предметом её «европеизации» были по преимуществу социально-
престижные формы культуры (политико-административной, судебной, военной, образовательной и,
особенно, художественной) и новейшие технологии промышленного производства, в первую очередь