9
цвета и «рисовать иглой». По словам Овидия, она «славное имя себе прилежаньем
стяжала», что привлекало к ней нимф, наблюдающих и восхищающихся ее работой.
Своим мастерством ткачиха показывала, что была «ученицей Паллады». Когда
Афина пришла к нейв облике старухи, чтобы дать совет не превозноситься в своей
гордости, вызывая на состязание богиню, Арахна раздраженно ответила: «Глупая ты
и к тому ж одряхлела от старости долгой! Жить слишком долго – во вред»,
рекомендуя той советовать своим родным, тогда как она сомневается в способности
богини принять ее вызов.После этого оскорбленная Афина, приняв свой прежний
вид, приняла вызовАрахны, которая «готовила себе гибель».Рассматривая, по словам
Овидия,«повесть стародавних времен, выведенную по ткани» искусной ткачихой,
Афина не смогла обнаружить малейшей ошибки и из зависти «изорвала ткань –
обличенье пороков небесных» и поразила челноком в лоб Арахну, которая,
несчастья снесть не смогла и петлею отважно сдавила горло». Богиня извлекла ее из
веревки, «молвив: «Живи! Но впредь – виси, негодяйка! Возмездие и на потомство
твое, на внуков твоих отдаленных». Удаляясь она окропила ее «Гекатиновых зелий
соком, и в этот же миг, обрызганы снадобьем страшным, волосы слезли ее, исчезли
ноздри и уши, стала мала голова и сделалось крохотным тело. Нет уже ног, – по
бокам топорщатся тонкие ножки; все остальное живот. Из него … тянет нитку она и
свои выполняет по-прежнему ткани».Став центральной смысловой точкой мифа, имя
Арахны выявляет одно положительное качество – трудолюбие, которое в
определенных условиях (восхищение, лесть) создает почву для развития
высокомерия, тщеславия, невозможности справиться с несчастьем, что приводит к
бесцельному и бессмысленному «ткачеству», делая род Арахны ненавистным
божеству, о чем упоминает Вергилий в «Георгиках».
Следует подчеркнуть символический характер некоторых терминов. Слово
«символ» в древнегреческом языке означает: «условный знак, сигнал; внешний знак,
признак; примета, предзнаменование, знамение; намек; знак достоинства; знак,
залог; опознавательные знаки; иносказание; договор» (И. Х. Дворецкий).
Символическим является термин, в котором соединено слово сливается с образом, а
потому его значение выходит за рамки прямого и не поддается точному
определению или объяснению. В основе символа лежит идея, находящаяся за
пределами человеческой логики, приводящая разум к порогу, за которым он должен
признать свою некомпетентность, ибо невозможно дать определение
«Божественному». Называя нечто «Божественным», действуя в границах
человеческого разума, можно дать лишь название, опираясь при этом только на веру,
но никак не на факты. Таких явлений в мире не счесть, поэтому человек прибегает к
символической терминологии для обозначения понятий, определение или точное
понимание которых ему не подвластно. (А. Ф. Лосев, Ф. Соссюр, К. Г. Юнг)
В этом контексте древние традиции представляли врача как философа,
стремящегося познать мудрость ранних мудрецов для того, чтобы самому стать
мудрым врачевателем, умеющим различать правду от вымысла, истину добра от лжи
зла. Напоминание о том, что сам человек был ключом к пониманию смысла всего
существующего, выразилось в надписи в дельфийский храм:
Nosce te ipsum
(«познай
самого себя»). Тело рассматривалось как одеяние духа, умственные и душевные
нарушения находили отражение в телесных деформациях. Поэтому каждая часть
тела имела свое символическое значение. Например, слово nephros символизировало
сокровенные мысли человека, в телесном смысле оно обозначало внутренности, а
став термином в медицине – почки.
Сardia
– средоточие чувств и страстей;
символизировало душу, ее стремления, настроение, самую сущность человека; став
термином, оно обозначает сердце.
Сephale
– символизировало начало, нечто главное,
исток, жизнь; в качестве термина обозначает голову. Символ hepar передавал идею
божественной тайны в жреческой традиции, а потому этот орган использовался для
прорицаний.Так, в библейской книге Иезекиля 21:21 упоминается о царе Вавилона,
который, прежде чем принять решение, использовал печень убитого им зверя для