Стр. 17 - j47

Упрощенная HTML-версия

мыслительной деятельности, которой ставится эта граница. Ведь
не зря канадский патофизиолог и эндокринолог Ганс Селье сказал,
повторяя, по сути, слова Парацельса, что исследовать в медицине
- это видеть то, что видят все, и думать так, как не думает никто.
Таким образом, история медицинского термина есть ряд це­
ленаправленных и ограниченных обстоятельствами, творческих
усилий мысли, направленной на осознание действительности, в
результате чего появляется межевой знак в виде слова, которое
представляет образ исследованной реальности. Поэтому история
медицинской науки отражена в истории терминов, их этимологии.
И тот, кто хочет овладеть областью медицинских знаний, ог­
ражденной межевыми знаками - терминами, должен априорно
принять существование законов, данных через посредника, како­
вым выступает язык медицины.
Формирование языка медицины шло несколькими путями.
I.
Символический
(от греч.
symbolon
«признак, примета,
предзнаменование; знамение; пароль», «исповедание веры») путь.
Сам мир воспринимался древними как ценность, но не тот, кото­
рый есть, а которым он должен быть, некое истинное бытие. Он­
тологически понималось не бытие, а истина о нем. Для действи­
тельно образованных людей любой эпохи важнейшим было пости­
жение сущего, даваемое лишь цельному духу, лишь полноте жизни
(Бердяев). Здесь уместно вспомнить слова А.Ф. Лосева: «Сама
действительность, и ее усвоение, и ее переделывание требуют от
нас символического образа мышления. Нельзя воспринимать дей­
ствительность без всякой ее интерпретации, и нельзя переделы­
вать действительность, не имея о ней никакого идейного пред­
ставления». Это значит, что действительность понималась как
символ - трансцендентный, национальный, географический, кос­
мический и т.п., который нуждается в расшифровке. Символичес­
кий образ логически не охватить, необходимы иные пути проник­
новения в смысл. Но символ перестал бы быть символом и сде­
лался бы в сознании простою и самостоятельною реальностью,
никак не связанною с символизируемым, если бы описание дей­
ствительности предметом своим имело бы одну только эту дей­
ствительность: описанию необходимо, вместе с тем иметь в виду
16