тический багаж, как бы дополняют, подкрепляя одно другим. И потому
врачебная интуиция, по И.А. Кассирскому [5], «... свойственна клиницис
ту с большим практическим опытом и основательной врачебной эруди
цией, наделенному недюжинными и быстро протекающими ассоциатив
ными способностями, которые развиваются при длительных бесконеч
ных упражнениях».
И еще один философский термин, необходимый для понимания суще
ства современных представлений о клиническом мышлении. Это
праг
матизм
(от греч. pragma-дело)-философское направление, считающее
истиной то, что дает практически полезные результаты, но не обязатель
но то, что соответствует объективной действительности [17]. Прагма
тизм клинического мышления определяется его несомненной практичес
кой значимостью, предопределяемой его ролью в основном предназна
чении клинициста - врачевании. Как полагают [2, 5, 7,11], клиническое
мышление является прежде всего необходимым условием и важнейшим
инструментом искусного, высокопрофессионального
врачевания.
Этот
термин, известный со времен Гиппократа и применявшийся основопо
ложниками отечественной клинической медицины, лишь в последнее вре
мя приобрел особую значимость и широкое распространение в научной
литературе [1-4,14], потому что в нем отражена фундаментальность двух
начал практической медицины-науки и искусства.
Один из корифеев отечественной клинической медицины второй по
ловины XX века В.Х.Василенко [19] определяет врачевание «...
как конк
ретные акции представителей медицины (врачей), направленные на
ликвидацию и/или ослабление пагубных для здоровья процессов».
По
мнению А.Ф. Билибина [2], при врачевании надо совмещать научное зна
ние и эмоциональное отношение к нему, ибо знание для врача-клиницис-
та - тоже искусство, чувство - тоже знание. И потому он характеризует
врачевание как «...феномен, в котором знание, опыт, философия слива
ются в особое искусство. Такой феномен позволяет осмыслить то, что
происходите человеком». В понимании И.А. Кассирского, во врачевании
тесно переплетаются элементы науки, эмпирики и искусства.
Мы попытались формулировать свое понимание клинического мышле
ния, исходя из изложенного и руководствуясь известными философски
ми положениями диалектики и гносеологии, логики и психологии, при
нимая во внимание мысли основоположников отечественной медицины,
современные публикации, опираясь на собственный многолетний клини
ческий опыт и практику преподавания в высшей медицинской школе.
Отправной точкой наших умозаключений послужило суждение о мышле
нии как активном процессе отражения объективного мира в сознании
людей, которое представляет высшую ступень человеческого познания
[7, 8, 9, 13]. Последнее, как известно, «... является продуктом мозга, -
18