Стр. 17 - 2

Упрощенная HTML-версия

тический багаж, как бы дополняют, подкрепляя одно другим. И потому
врачебная интуиция, по И.А. Кассирскому [5], «... свойственна клиницис­
ту с большим практическим опытом и основательной врачебной эруди­
цией, наделенному недюжинными и быстро протекающими ассоциатив­
ными способностями, которые развиваются при длительных бесконеч­
ных упражнениях».
И еще один философский термин, необходимый для понимания суще­
ства современных представлений о клиническом мышлении. Это
праг­
матизм
(от греч. pragma-дело)-философское направление, считающее
истиной то, что дает практически полезные результаты, но не обязатель­
но то, что соответствует объективной действительности [17]. Прагма­
тизм клинического мышления определяется его несомненной практичес­
кой значимостью, предопределяемой его ролью в основном предназна­
чении клинициста - врачевании. Как полагают [2, 5, 7,11], клиническое
мышление является прежде всего необходимым условием и важнейшим
инструментом искусного, высокопрофессионального
врачевания.
Этот
термин, известный со времен Гиппократа и применявшийся основопо­
ложниками отечественной клинической медицины, лишь в последнее вре­
мя приобрел особую значимость и широкое распространение в научной
литературе [1-4,14], потому что в нем отражена фундаментальность двух
начал практической медицины-науки и искусства.
Один из корифеев отечественной клинической медицины второй по­
ловины XX века В.Х.Василенко [19] определяет врачевание «...
как конк­
ретные акции представителей медицины (врачей), направленные на
ликвидацию и/или ослабление пагубных для здоровья процессов».
По
мнению А.Ф. Билибина [2], при врачевании надо совмещать научное зна­
ние и эмоциональное отношение к нему, ибо знание для врача-клиницис-
та - тоже искусство, чувство - тоже знание. И потому он характеризует
врачевание как «...феномен, в котором знание, опыт, философия слива­
ются в особое искусство. Такой феномен позволяет осмыслить то, что
происходите человеком». В понимании И.А. Кассирского, во врачевании
тесно переплетаются элементы науки, эмпирики и искусства.
Мы попытались формулировать свое понимание клинического мышле­
ния, исходя из изложенного и руководствуясь известными философски­
ми положениями диалектики и гносеологии, логики и психологии, при­
нимая во внимание мысли основоположников отечественной медицины,
современные публикации, опираясь на собственный многолетний клини­
ческий опыт и практику преподавания в высшей медицинской школе.
Отправной точкой наших умозаключений послужило суждение о мышле­
нии как активном процессе отражения объективного мира в сознании
людей, которое представляет высшую ступень человеческого познания
[7, 8, 9, 13]. Последнее, как известно, «... является продуктом мозга, -
18