Стр. 16 - 2

Упрощенная HTML-версия

ких состояний и процессов». Для того, чтобы достичь их уровня, нужно
много знать, целеустремленно и долго трудиться, начиная с первых дней
учебы на медицинском факультете, где нет ни одной дисциплины, знания
которой не были бы необходимы при обучении клиническому мышле­
нию.
Известно [1-3,6-10], что существо интеллектуальных усилий врача при
решении конкретных задач клинической диагностики, назначения необ­
ходимого лечения и формулировке прогноза представляет собой некую
цепь решения ряда логических, психологических, философских, в част­
ности, гносеологических проблем. Ведь логика - наука о законах и фор­
мах мышления [11,12], гносеология - раздел философии, изучающий вза­
имоотношение субъекта и объекта в познавательной деятельности и от­
ношение законов к действительности [13,14]. Распознавание причин бо­
лезни, осмысление механизмов возникновения и различных сторон ее
проявлений представляют собой, в философском понимании [5, 7, 11],
постижение ее природы. Поэтому в своей мыслительной работе врач,
субъект познания природы болезни у своего пациента, объекта этого по­
знания,
должен руководствоваться как законами формальной
логики,
так
и философскими законами материалистической диалектики.
В клинической медицине
психология межличностных отношений
со­
ставляет весьма существенный компонент клинического мышления. Врач
как субъект исследования значительную часть объективной информации
получает от объекта исследования, своего пациента, который сам являет­
ся субъектом восприятия окружающей действительности и внутреннего
мира собственных ощущений, своей психики. Таким образом он сам так­
же является личностью на ином уровне - субъектом познания, оставаясь
объектом познания для врача. Отсюда такие специфические проявления
межличностных отношений в процессе познания патологии больного
врачом, которые лежат в основе сбора анамнеза, интерпретации им субъек­
тивных проявлений болезни пациентом, чем по существу и является его
внутренняя картина болезни
, по RA. Лурия [15]. В этом ряду и эмоцио­
нальное восприятие врачом физических и душевных страданий пациен­
та, именуемых эмпатией [2,4, 5].
Своеобразным психологическим феноменом является
интуиция
(от лат.
intueri - пристально, внимательно смотреть). Этим термином характери­
зуется практический опыт врача, который составляет также весьма суще­
ственный компонент клинического мышления. В философии под интуи­
цией понимается непосредственное знание как живое созерцание в его
диалектической связи со знанием опосредованным, т.е. научно подтвер­
жденным [11,13, 16]. В клиническом мышлении при таком понимании
интуиции знания непосредственные, отражающие практический опыт
врача, и опосредованные, - научные - знания, составляющие его теоре­
17