ких состояний и процессов». Для того, чтобы достичь их уровня, нужно
много знать, целеустремленно и долго трудиться, начиная с первых дней
учебы на медицинском факультете, где нет ни одной дисциплины, знания
которой не были бы необходимы при обучении клиническому мышле
нию.
Известно [1-3,6-10], что существо интеллектуальных усилий врача при
решении конкретных задач клинической диагностики, назначения необ
ходимого лечения и формулировке прогноза представляет собой некую
цепь решения ряда логических, психологических, философских, в част
ности, гносеологических проблем. Ведь логика - наука о законах и фор
мах мышления [11,12], гносеология - раздел философии, изучающий вза
имоотношение субъекта и объекта в познавательной деятельности и от
ношение законов к действительности [13,14]. Распознавание причин бо
лезни, осмысление механизмов возникновения и различных сторон ее
проявлений представляют собой, в философском понимании [5, 7, 11],
постижение ее природы. Поэтому в своей мыслительной работе врач,
субъект познания природы болезни у своего пациента, объекта этого по
знания,
должен руководствоваться как законами формальной
логики,
так
и философскими законами материалистической диалектики.
В клинической медицине
психология межличностных отношений
со
ставляет весьма существенный компонент клинического мышления. Врач
как субъект исследования значительную часть объективной информации
получает от объекта исследования, своего пациента, который сам являет
ся субъектом восприятия окружающей действительности и внутреннего
мира собственных ощущений, своей психики. Таким образом он сам так
же является личностью на ином уровне - субъектом познания, оставаясь
объектом познания для врача. Отсюда такие специфические проявления
межличностных отношений в процессе познания патологии больного
врачом, которые лежат в основе сбора анамнеза, интерпретации им субъек
тивных проявлений болезни пациентом, чем по существу и является его
внутренняя картина болезни
, по RA. Лурия [15]. В этом ряду и эмоцио
нальное восприятие врачом физических и душевных страданий пациен
та, именуемых эмпатией [2,4, 5].
Своеобразным психологическим феноменом является
интуиция
(от лат.
intueri - пристально, внимательно смотреть). Этим термином характери
зуется практический опыт врача, который составляет также весьма суще
ственный компонент клинического мышления. В философии под интуи
цией понимается непосредственное знание как живое созерцание в его
диалектической связи со знанием опосредованным, т.е. научно подтвер
жденным [11,13, 16]. В клиническом мышлении при таком понимании
интуиции знания непосредственные, отражающие практический опыт
врача, и опосредованные, - научные - знания, составляющие его теоре
17