Стр. 69 - 2

Упрощенная HTML-версия

ряд влечений, которые не кажутся ему недозволенными или запретными.
Эти влечения носят сексуальный характер (половое влечение девочки
к отцу, мальчика - к матери, гомосексуальные влечения).
Впроцессе воспитания ребенок, по мнению 3. Фрейда, узнает о
запретности эгих влечений ижеланий, иони подавляются. Даже сама мысль
об их существовании становится неприемлемой из-за несовместимости
ее с высшими понятиями о приличии. Эта мысль не допускается до
сознания, вытесняется в “бессознательное” и подвергается амнезии. Силы,
ведущие к подавлению этих влечений, недопущению их отражения в
сознании 3. Фрейд обозначил термином “цензура”, а сам процесс
подавления этих влечений - “вытеснением”. Переживания, которые
оказались вытесненными в “бессознательное”, получили название
“комплексов”. Если последующие переживания способны восстановить и
усилить эти “комплексы”, то, по мнению 3. Фрейда, может возникнуть
невроз.
Исходя из этой теории, З.Фрейд предложил свой метод лечения
неврозов -
психоанализ,
основанный на восстановлении в памяти
сексуальных переживаний детского возраста (вскрытии
инфантильно-сексуальных комплексов), якобы являющихся
причиной неврозов. Для выявления этих “комплексов” высказывания
больного (воспоминания, сновидения) подвергаются специальному
истолкованию при помощи кода сексуальной символики,
разработанного
3.
Фрейдом.
Теория неврозов, созданная
3.
Фрейдом, имеет свои недостатки.
Ее основное положение - признание “инфантильно-сексуальных
комплексов” в качестве универсальной причины болезни является
недоказанным и основанным на произвольном , порой
фантастическом толковании фактов. Вместе с тем, бесспорно, что
наследуемый
тип
высшей
нервной
деятельности
и
психофизиологические особенности личности формируются в
детском возрасте, когда при участии психоневролога еще можно
предупредить развитие невроза у взрослого человека.
3. Неврозы и вегетативные расстройства
Важнейшим и одним из наиболее ранних проявлений клиники
неврозов являются вегетативные расстройства, которые
одновременно становятся и важнейшим фактором патогенеза
соматических неврогенных расстройств, развивающихся по следующей
схеме: “эмоциональный стресс > психический конфликт > невроз >
вегетативные нарушения > соматические расстройства”.
64