ками (за что и получили прозвище «подсвечников») вчерашних
секретарей обкомов, нынешних руководителей, вроде первого пре
зидента Российской Федерации Б.Н. Ельцина, в недавнем прошлом
исключавших из партии своих коллег за религиозные пережитки,
вроде крещения детей или посещения церкви на Пасху.
По вопросу отделения Церкви от государства хотел бы заме
тить, что Церковь сама должна стремиться к этому, она должна
быть независимой от власти, а в капиталистических странах ско
рее быть в оппозиции к ней, т.к. христианская мораль намного
ближе к коммунистической, чем к буржуазной, основанной на ка
питале и эксплуатации трудящихся.
В нашем письме, наверное, не нужно было обращаться к пре
зиденту страны. Обращение могло быть как-то оправданно, если
бы результатом стали конкретные решения по указанным вопро
сам и, в этом случае, не было необходимости в публикации пись
ма. Публикация письма оправданна для привлечения внимания
общественности к поднимаемым проблемам и вовсе не требует
обращения к президенту.
Вообще, широко распространившаяся в последнее время у нас
практика обращения к президенту по любому поводу напоминает
мне письма тов. Сталину в давние времена, и, как говорится, - «в
цивилизованном обществе» им не место.
В заключение хотел бы снова подчеркнуть, что, занимая прин
ципиальную позицию в том, что наука и религия имеют совершен
но разную основу: наука - знание, религия - веру, мы должны и
можем объединиться в борьбе за высокие нравственные идеалы,
культурные и духовные ценности.
В нашей стране Русская православная церковь должна быть
нам особенно дорога, так как именно она служит Великому делу
объединения славянских народов мира, оказавшихся в последние
десятилетия вновь разделенными. Дружба славянских народов
сыграла огромную роль в годы войны в борьбе с фашизмом. Не
случайно наши бойцы поднимались в атаку со словами: «Вперёд,
славяне!» Будучи интернационалистами, как говорится, «до мозга
костей», мы никогда не должны забывать братство славянских
народов, родство и близость языков, многих обычаев, духовной, в
том числе и религиозной, культуры.
516