Стр. 517 - 2

Упрощенная HTML-версия

ками (за что и получили прозвище «подсвечников») вчерашних
секретарей обкомов, нынешних руководителей, вроде первого пре­
зидента Российской Федерации Б.Н. Ельцина, в недавнем прошлом
исключавших из партии своих коллег за религиозные пережитки,
вроде крещения детей или посещения церкви на Пасху.
По вопросу отделения Церкви от государства хотел бы заме­
тить, что Церковь сама должна стремиться к этому, она должна
быть независимой от власти, а в капиталистических странах ско­
рее быть в оппозиции к ней, т.к. христианская мораль намного
ближе к коммунистической, чем к буржуазной, основанной на ка­
питале и эксплуатации трудящихся.
В нашем письме, наверное, не нужно было обращаться к пре­
зиденту страны. Обращение могло быть как-то оправданно, если
бы результатом стали конкретные решения по указанным вопро­
сам и, в этом случае, не было необходимости в публикации пись­
ма. Публикация письма оправданна для привлечения внимания
общественности к поднимаемым проблемам и вовсе не требует
обращения к президенту.
Вообще, широко распространившаяся в последнее время у нас
практика обращения к президенту по любому поводу напоминает
мне письма тов. Сталину в давние времена, и, как говорится, - «в
цивилизованном обществе» им не место.
В заключение хотел бы снова подчеркнуть, что, занимая прин­
ципиальную позицию в том, что наука и религия имеют совершен­
но разную основу: наука - знание, религия - веру, мы должны и
можем объединиться в борьбе за высокие нравственные идеалы,
культурные и духовные ценности.
В нашей стране Русская православная церковь должна быть
нам особенно дорога, так как именно она служит Великому делу
объединения славянских народов мира, оказавшихся в последние
десятилетия вновь разделенными. Дружба славянских народов
сыграла огромную роль в годы войны в борьбе с фашизмом. Не
случайно наши бойцы поднимались в атаку со словами: «Вперёд,
славяне!» Будучи интернационалистами, как говорится, «до мозга
костей», мы никогда не должны забывать братство славянских
народов, родство и близость языков, многих обычаев, духовной, в
том числе и религиозной, культуры.
516