ука и религия. На заседании выступили с докладами о роли в со
временном обществе католической религии, ислама, буддизма,
иудаизма крупнейшие представители этих религий в Италии. Были
даже попытки подвести в некоторых докладах «научную базу».
Последним на этом заседании выступил профессор химии Окс
фордского университета с докладом, так и называвшимся - «На
ука и религия». В докладе было очень чётко сформулировано, что
наука и религия имеют совершенно разную основу: знание - в пер
вом случае и веру - во втором и претензии религии на «научную
базу» абсолютно беспочвенны. Представители различных рели
гий восприняли этот доклад совершенно спокойно и у них не на
шлось никаких контраргументов.
Дискуссия, связанная с письмом десяти академиков, по мое
му мнению, далеко отошла от рассматриваемых в письме вопро
сов. В сущности, основное содержание письма, по крайней мере
для меня, составляют два тезиса:
1. Не может быть и речи о введении в перечень научных спе
циальностей ВАКа специальности «Теология». И совершенно на
прасны ссылки, что теология, как и «любая другая гуманитарная
дисциплина, изучает Текст, историю Текста (его сохранения, фикса
ции, создания), восприятие оного читателями разных социальных
групп и эпох» (Дьякон А. Кураев - «Литературная газета» 1-7 ав
густа 2007, №31). Да, религиозные тексты изучаются на основе
вполне научных методов и защищаются диссертации вполне закон
но на основе таких исследований, только это совсем не «теология».
2. Не может быть и речи о введении в общеобразовательных
школах курса «Основы православной культуры», так как по суще
ству это эквивалентно введению в светских нерелигиозных шко
лах «Закона Божьего». Вместе с тем, курс «Истории религий»
вполне приемлем и даже желателен.
Совершенно напрасно защитники преподавания «Основ пра
вославной культуры» в школах ссылаются, что в нашей Конститу
ции не сказано об отделении школы от Церкви. В светском госу
дарстве это совершенно естественно, а о том, что у нас Церковь
не отделена от государства, некоторые наши церковники, по-види
мому, заключают из стояния во время праздничных служб со свеч
515