протезирования жизненно важных функций организма. При этом подчеркивается
необходимость знаний как клинических разделов медицины, так и
фундаментальных наук.
Основная цель преподавания анестезиологии и реаниматологии в
медицинской академии - обучить студентов дифференцированному подходу к
выбору методов анестезии и аналгезии, правильному применению
реанимационных мер при критических состояниях, обусловленных нарушением
важнейших систем организма, на основе создания алгоритмов применительно к
вопросам анестезии, реанимации и интенсивной терапии. Занятия на цикле
предусматривают знакомство с концепцией болевого синдрома и современными
методами анестезии. Студентов знакомят с основами многокомпонентной
анестезии, разновидностями местной, проводниковой анестезии и регионарными
блокадами. Особое внимание уделяется фармакокинетике и фармакодинамике
наиболее часто применяемых при анестезии, реанимации и интенсивной терапии
фармакологических средств.
В обучении студентов большое значение имеет освоение базовых и
специализированных реанимационных мероприятий при острой дыхательной,
сердечнососудистой недостаточности, шоке различной этиологии. На
практических занятиях студент должен освоить основные приемы интенсивной
терапии при этих критических состояниях. Студенты знакомятся с методами
оксигенотерапии, различными режимами респираторной поддержки,
программами инфузионно-трансфузионной терапии, осваивают диагностику
нарушений газового состава крови, кислотно-основного состояния, электролитного
обмена, показателей коагулограммы, а также данные мониторинга центральной
гемодинамики.
В практические занятия включены темы по оказанию первой помощи при
острых отравлениях, террористических актах, техногенных и природных
катастрофах. На кафедре имеются муляжи и тренажеры для отработки приемов
сердечно-легочной реанимации, восстановления проходимости дыхательных
путей, интубации трахеи, пункции периферических вен. Моделирование
клинических ситуаций с помощью манекенов позволяет проводить обучение с
демонстрацией возможных ошибок, от которых не застрахован ни один врач. Более
того, имеется возможность моделирования редких клинических ситуаций, которые
не встречаются в процессе учебы. Особое внимание на практических занятиях
уделяется отработке практических навыков, так как для оказания
квалифицированной помощи врач любой специальности должен быть знаком с
приемами сердечно-легочной реанимации, неотложной помощи при острых
нарушениях гемодинамики и газообмена.
В 2010 г. коллективом кафедры издано учебное пособие «Диагностика и
интенсивная терапия критических состояний», поучившее гриф УМО. Кроме того,
на каждую тему практического занятия сотрудниками кафедры разработаны и
изданы методические рекомендации, где все основные вопросы темы изложены в
виде схем, таблиц и алгоритмов действий. В плане практических занятий на
проверку теоретической подготовки студентов выделяется не более 10-15%
30