•
Роль компенсаторных механизмов в развитии заболевания
(патологического процесса);
•
Принципы патогенетической терапии при критических
состояниях;
По окончании курса студент должен уметь (цели 3-го уровня):
•
Отличать угрожающие жизни нарушения от не угрожающих;
•
Выделить из анамнеза и клинического обследования основные
опорно-диагностические признаки;
•
Построить оптимальный алгоритм диагностического поиска в
конкретном случае;
•
Правильно интерпретировать результаты выполненных
исследований;
•
Выделить имеющиеся у больного синдромы критических
состояний;
•
Выделить ведущие синдромы, определяющие тяжесть состояния
больного на каждом конкретном этапе заболевания
(патологического процесса);
• Определить принципы патогенетической терапии;
•
Определить неотложные и приоритетные и лечебные
мероприятия на конкретном этапе заболевания (патологического
процесса);
Фактическое количество часов отличается от рекомендованного
Программой ВУНМЦ (41 час) и составляет на педиатрическом факультете 20 часов,
а на лечебном - 36 часов. В связи с этим мы отказались от лекций, заменив
аудиторную форму печатной. Наряду с методическими изданиями кафедры по
отдельным темам клинической патофизиологии студенты используют для
подготовки руководства и монографии в соответствии со списком рекомендуемой
кафедрой литературы. Список литературы построен с учетом доступности
источников в библиотеке академии. Все чаще в качестве литературы для
подготовки к занятиям студентам предлагаются специализированные интернет-
ресурсы. В случае необходимости и по желанию студентов они получают в
электронном варианте дополнительную литературу (разработки кафедры,
методические рекомендации для врачей, электронные учебные пособия по
оказанию реанимационной помощи и т.д.).
В разные годы преподавание клинической патофизиологии
осуществлялось на разных клинических базах. Так для студентов лечебного
факультета это была МУЗ ОГКБ № 1 им. А.Н. Кабанова - многопрофильное
лечебное учреждение, осуществляющее плановую и неотложную помощь и
имеющее в своем составе 4 реанимационных отделения. Эта особенность
чрезвычайно важна, поскольку содержание курса клинической патофизиологии
отчетливо акцентировано на критических состояниях.
Клинической базой для обучения студентов педиатрического факультета
было выбрано отделение реанимации и интенсивной терапии новорожденных
перинатального стационара родильного дома№1 г. Омска. Этот выбор объясняется
25