• Обмен железа, желчных кислот, участие в липидном и углеводном обме
нах
• Пищеварительное расщепление углеводов, синтез ферментов, пристеноч
ное пищеварение, регуляция всасываемости, стимуляция моторики желу
дочно-кишечного тракта.
Бактерии кишечника способствуют процессам ферментативного перева
ривания пищи. При естественном вскармливании преобладают бифидобакте
рии, молочнокислые палочки, в меньшем количестве - кишечная палочка. При
искусственном и смешанном вскармливании в связи с преобладанием процес
сов гниения в кале много кишечной палочки, бродильная флора (бифидофлора,
молочнокислые палочки) имеется в меньшем количестве.
Печень у детей относительно большая, у новорожденных она составляет
около 4% массы тела (у взрослых - 2% массы тела). У детей раннего возраста
желчеобразование менее интенсивное, чем у детей более старшего возраста.
Желчь детей бедна желчными кислотами, холестерином, лецитином, солями и
щелочью, но богата водой, муцином, пигментами и мочевиной, а также больше
содержит таурохолевой, чем гликохолевой кислоты. Важно отметить, что тау-
рохолевая кислота является антисептиком. Желчь нейтрализует кислую пище
вую кашицу, что делает возможной деятельность поджелудочного и кишечного
секретов. Кроме того, желчь активирует панкреатическую липазу, эмульгирует
жиры, растворяет жирные кислоты, превращая их в мыла, усиливает перисталь
тику толстого отдела кишечника.
Таким образом, система органов пищеварения у детей отличается рядом
анатомо-физиологических особенностей, которые отражаются на функцио
нальной способности этих органов. У ребенка на первом году жизни потреб
ность в пище относительно большая, чем у детей старшего возраста. Хотя у ре
бенка имеются все необходимые пищеварительные ферменты, функциональная
способность органов пищеварения ограничена и может быть достаточной толь
ко при условии, если ребенок получает физиологическую пищу, а именно жен
ское молоко. Даже небольшие отклонения в количестве и качестве пищи могут
вызвать у грудного ребенка расстройства пищеварения (особенно часты они на
1-м году жизни) и в конечном итоге привести к отставанию физического разви
тия.
3. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РАССТРОЙСТВАЖЕЛУДОЧНО-
КИШЕЧНОГО ТРАКТА УДЕТЕЙ
Согласно современным представлениям, функциональные нарушения -
это разнообразная комбинация гастроинтестинальных симптомов без структур
ных или биохимических нарушений (D.A. Drossman, 1994). Функциональными
считают расстройства, характеризующиеся нарушением функционального со
стояния какого-либо органа или системы, которое не сопровождается диагно
стически значимыми морфологическими изменениями. Диагноз «функциональ
ное заболевание» - это диагноз исключения, который возможен только после
всестороннего обследования пациента.
10