Стр. 16 - 2

Упрощенная HTML-версия

14
У 41 % школьников повышение температуры воздуха в классе до начала
уроков вполне логично сопровождалось снижением работоспособности (r
2
= 7
% – 23 %). У 33 % детей снижение работоспособности наблюдалось при изме-
нении среднесуточной температуры воздуха – повышении ее в переходные пе-
риоды года и понижении зимой (r
2
= 9 % – 33 %). Работоспособность 26 % уча-
щихся зависела от температуры воздуха к концу уроков, чем выше была темпе-
ратура, тем ниже работоспособность (r
2
= 7 % – 24 %).
На атмосферное давление отреагировало 22 % школьников: чем больше
было давление, тем выше работоспособность (r
2
= 25 % – 35 %). Работоспособ-
ность 18 % школьников зависела от показателей относительной влажности воз-
духа в классе (r
2
= 9 % – 33 %), а 15 % – от относительной влажности на улице:
в обоих случаях при снижении этих показателей снижалась и работоспособ-
ность (r
2
= 9 % – 25 %). Междусуточные изменения атмосферного давления
влияли на работоспособность 11 % учащихся (r
2
= 7 % – 15 %), суточная и меж-
дусуточная разница температуры воздуха – на 4 % (r
2
= 10 % и 28 %): чем
больше были изменения, тем ниже работоспособность.
Особый интерес в контексте настоящего исследования представляет оценка
влияния микроклимата в классе на чувствительность детей к погодным факто-
рам. В 80% случаев измерений показателей микроклимата класса в течение
учебного года (137 из 171-го) не соответствовали гигиеническим требованиям,
причем в большинстве случаев отмечался дискомфортный микроклимат по пе-
регревающему типу вследствие неэффективности проветривания класса между
сменами и уроками (температура и относительная влажность воздуха выше
нормы, а скорость движения воздуха – ниже). Поэтому статистический анализ
влияния погодных факторов на работоспособность школьников был проведен
двояким образом: 1) на основании всех дней наблюдений (131 день) и 2) на ос-
новании только тех 26-и дней наблюдений в течение учебного года, когда мик-
роклимат соответствовал гигиеническим требованиям. В обоих случаях уста-
новлено статистически значимое влияние скорости ветра на работоспособность
школьников (чем сильнее ветер, тем ниже работоспособность), но сила влияния
разная. В случае всех дней наблюдений вклад составил 8 % (рис. 2 А), а на ос-
новании 26-и дней с комфортным микроклиматом он повысился до 42 % (рис. 2
Б). Это повышение можно объяснить, на наш взгляд, индивидуальными осо-
бенностями реагирования детей на повышение температуры воздуха в классе и
разной степенью этого повышения (очевидно, что 23
0
С переносится легче, чем,