7
преобразования Фишера – для качественных данных, при соответствующей
им значимости равной 95%.
При рассмотрении динамики показателей распространенности
патологической пораженности за время обучения детей и подростков в
школе использовались показатели наглядности, за 1 условную единицу был
принят показатель распространенности в 1980-1985гг.
Оценка
уровня
санитарно–эпидемиологического
благополучия
общеобразовательных учреждений, количественная и качественная
характеристика факторов, его формирующих, поводилась по методике
комплексной оценки условий воспитания и обучения детей и подростков в
образовательном учреждении разработанной А.Г. Сухаревым и Л.Я.
Каневской. Сущность методики заключается в комплексной оценке условий
воспитания и обучения на основе использования условных единиц (баллов) и
прогнозирования вероятных изменений в состоянии здоровья детей
школьного возраста. Гигиеническая оценка условий воспитания и обучения в
образовательном учреждении дается на основании анализа 108
критериальных признаков, объединенных в 10 показателей: санитарная
ситуация территории образовательного учреждения; набор, площади и
оборудование помещений; внутренние системы водоснабжения, канализации
и санитарное оборудование помещений здания; световой режим; воздушно-
тепловой режим; режим и организация учебно-воспитательного процесса;
условия и организация физического воспитания; условия и организация
питания;
санитарно-противоэпидемический
режим;
организация
медицинского обеспечения.
Для детальной характеристики каждого из названных десяти
показателей использовались те критерии, которые являлись приоритетными
и информативными, а также значения, которых были сопоставимы с
действующими нормативными величинами. Количество критериальных
признаков в каждом из 10 показателей не является стабильным, оно
определяется полнотой информации для оценки каждого показателя. Для
объективности оценки в каждый показатель введен критериальный признак,
отражающий результаты лабораторно-инструментальных исследований, а
также измерений окружающей среды. Данная методика основана на
выявлении соответствия между фактическим состоянием и существующими
гигиеническими нормативами. Степень такого соответствия выражается в
баллах. Для этого принимается условная балльная шкала оценок. Всей
программе присваивается оценка в 1000 баллов, состоящая из 10 показателей,
а каждому отдельному показателю – 100 баллов. Чем выше сумма баллов,
тем условия более благоприятные для нормального роста и развития детей и
подростков, для сохранения и укрепления их здоровья. Степень риска
показателя для здоровья обучающихся определяется по трехуровневой
шкале: риск не выражен (сумма от 100 до 95 баллов); слабая степень риска
(сумма от 94 до 65 баллов); сильная степень риска (сумма менее 65 баллов)
(А.Г. Сухарев, Л.Я. Каневская, 2002).