4
в данном направлении определили выбор темы диссертационного
исследования.
Цель работы.
Научно обосновать основные направления мониторинга
факторов образовательного процесса и здоровья детей и подростков, на
основе сравнительной оценки здоровья двух поколений школьников.
Основные задачи.
1.
Оценить уровень санитарно–эпидемиологического благополучия
общеобразовательных учреждений, посещаемых школьниками первого и
второго
поколений,
дать
количественную
и
качественную
характеристику факторов, его формирующих.
2.
Провести сравнительную оценку ведущих потерь здоровья школьников
первого и второго поколения по основным факторам риска и группам
патологий.
3.
Дать сравнительную оценку уровня и структуры заболеваемости и
патологической пораженности школьников двух поколений.
4.
Разработать
основные
направления
мониторинга
факторов
образовательного процесса и здоровья школьников, для принятия
адекватных управленческих решений в области сохранения и
укрепления здоровья детей и подростков.
Научная новизна исследования
заключается в том, что на основе
гигиенического подхода дана сравнительная оценка санитарно-
эпидемиологического благополучия общеобразовательных учреждений двух
поколений школьников. Выявлены особенности влияния факторов
воспитания и обучения на формирование здоровья школьников двух
поколений. Получены новые знания о причинно-следственных связях в
системе «условия воспитания и обучения - здоровье школьников», о
содержании мониторинга факторов образовательного процесса и здоровья
школьников, выработке адекватных управленческих решений, направленных
на обеспечение комплекса профилактических мероприятий, сохранение и
укрепление здоровья школьников.
Практическая значимость и внедрение результатов.
По итогам
исследований были разработаны и внедрены методические рекомендации МР
№ 2.4.2.003-05 «Организация мониторинга здоровья детей и подростков в
образовательном учреждении», методическое руководство «Уровень
санитарно-эпидемиологического
благополучия
общеобразовательных
учреждений Омской области, итоги приемки к новому 2006-2007 учебному
году, проблемы и задачи на перспективу». Разработан комплекс мер,
направленных на профилактику заболеваний и укрепление здоровья
школьников, и механизм взаимодействия заинтересованных ведомств,
отвечающих в рамках своей компетенции за охрану и укрепление здоровья
детей. Материалы исследований использованы при подготовке методических
указаний федерального уровня «Социально-гигиенический мониторинг.
Организация мониторинга «условия воспитания и обучения – здоровье