Стр. 4 - 2

Упрощенная HTML-версия

3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность проблемы.
Здоровье населения — один из важнейших показателей, определяющих
экономический, интеллектуальный и культурный потенциал страны,
обеспечивающий ее национальную безопасность.
Проводимая государством политика по охране здоровья населения
недостаточно эффективна и не приносит ожидаемых результатов, социально-
экономические реформы неадекватны потребностям общества.
Известные в настоящее время статистические данные однозначно
свидетельствуют о кризисном состоянии здоровья населения России на
длительном отрезке времени. Значительная часть населения за последние 20
лет опустилась ниже черты бедности, получает неполноценное питание,
подвергается воздействию хронического социально-психологического
стресса. Все эти процессы, характерные для России в целом, приобретают
особую остроту и специфику в крупном промышленном центре Сибири, для
которого, наряду с суровыми природно-климатическими условиями,
характерно наличие интенсивного загрязнения окружающей среды,
представляющее опасность для настоящего и будущих поколений (Р.А.
Дубинский, В.П. Боряк, М.И.Павлюк,2003, В.А. Ширинский,2003).
Большинство неблагоприятных последствий для здоровья ребенка –
подростка
факторов
социально-экономической,
гигиенической,
экологической
природы
носят
длительный
латентный
период,
характеризуются системностью проявлений и вовлечением в патологический
процесс не столько отдельных органов и систем, а организма в целом
(В.Р.Кучма, 2005).
Динамика чувствительности растущего организма к воздействию
факторов среды обитания, изменение структуры значимости факторов,
оказывающих влияние на формирование здоровья и величину вероятного
риска развития неблагоприятных эффектов для здоровья настоящего
поколения школьников в сравнении с предыдущим поколением, имевшим
более высокие показатели уровня здоровья, свидетельствуют о существенной
проблеме в области профилактики, сохранения и укрепления здоровья
школьников на этапе получения общего образования (В.Р.Кучма,2005).
Физиологическая устойчивость школьника к воздействию факторов
окружающей среды, в том числе школьной – снижается, а интенсивность их
воздействия растет.
Актуальность и недостаточная проработанность проблемы сохранения
и укрепления здоровья современного школьника (выявление причинно -
следственных связей между воздействием факторов среды обитания и
здоровьем школьников; отсутствие полного объема информации о здоровье
учащихся, в том числе по данным профилактических медицинских осмотров;
обеспечение межведомственной координации деятельности по ведению
мониторинга и т.д.), теоретическая и практическая значимость исследований