31
теристикой затрат организма на выполнение этой работы (частоты сердечных
сокращений). На основании последнего показателя можно также прогнозиро-
вать степень социальной адаптации подростка-инвалида.
Таким образом, в процессе исследований выделены наиболее информа-
тивные показатели системы «инвалидность детей – общественное здоровье –
среда обитания». Рассчитан ряд моделей зависимости показателей инвалид-
ности детей, позволяющих в той или иной мере объяснить вариабельность
значений, оценить качество информации по инвалидности детей на разных
территориях страны и выделить основные направления регионально-
ориентированных программ сдерживания инвалидизации детей. Так, чем
ближе реальное значение к предсказанному, тем в большей степени соответ-
ствующая модель отражает причину формирования того или иного реального
уровня, и значит, при разработке профилактических программ развитию со-
ответствующей ситуации следует уделить первостепенное значение. Этим, на
мой взгляд, достигается не только общее направление профилактики (улуч-
шение производственно-экономической ситуации или состояния медицинско-
го обеспечения, что, в общем, и так заранее ясно, без проведения специаль-
ных исследований), но получается довольно точная мера необходимых для
снижения инвалидности воздействий.
В итоге проведенной работы сформулированы следующие методологи-
ческие подходы ведения СГМ инвалидности детей:
1.
Государственный характер, закрепленный федеральным законодатель-
ством, имеющимися во всех регионах России информационной, материаль-
ной и кадровой базами.
2.
Целеполагание – сдерживание инвалидизации детей на основании
определения ее причин и условий на популяционном уровне.
3.
Комплексный подход – изучение формирования инвалидности детей в
разрезе всех субтерриторий с учетом наиболее информативных показателей
здоровья населения и среды обитания.
4.
Этапность – процесс предусматривает этапы сбора, статистической
обработки и анализа информации, разработки регионально ориентированной
программы профилактики инвалидизации детей, внедрение ее в практику с
последующим непрерывным наблюдением результатов.
5.
Преимущественное использование источников информации государ-
ственной статистики.
6.
Обязательные оценка качества информации и прогнозирование инва-
лидности детей в целях обоснования регионально ориентированных программ
профилактики инвалидности детей.
7.
Применение современных методов математической обработки данных
и прогнозирования, основными из которых являются описательная статисти-
ка, анализ динамических рядов, корреляционно-регрессионный анализ, мето-
ды многомерного статистического анализа – компонентный, кластерный ана-
лиз, множественная регрессия.