Стр. 35 - автореф

Упрощенная HTML-версия

30
населения. Следует также отдавать отчет, что профилактические меры, даже
корректно разработанные и проведенные, проявят свой эффект лишь через
определенный период времени.
Результаты мониторинга здоровья и адаптации глухих и сла-
бослышащих детей-инвалидов.
В результате проведенного лонгитудиналь-
ного исследования в целях мониторинга здоровья детей с нарушениями слу-
ха в старшем дошкольном и старшем школьном возрасте получены перечни
наиболее информативных показателей и ряд моделей, позволяющих прогно-
зировать будущее состояние адаптации подростков-инвалидов уже в до-
школьном возрасте.
Показана приоритетная роль физического развития (точнее, морфо-
функционального состояния) в формировании здоровья детей-инвалидов с
нарушениями слуха как в дошкольном возрасте, так и в подростковом. Отме-
чена значимость степени снижения слуха для детей обеих возрастных групп,
уменьшающаяся с возрастом. Влияние степени снижения слуха сочеталось с
проявлением психофизиологических резервов, причем затраты слабослыша-
щих детей на деятельность были выше.
Подтверждена значимость влияния эмоционального стресса на форми-
рование здоровья и адаптации. При этом в дошкольном возрасте выражен-
ность стресса сочеталась с биологическими характеристиками (возраст и дли-
на тела), косвенно указывающими на формирование у более старших до-
школьников ответственности за результат испытания. У подростков более
высокий стресс был отмечен в сочетании с менее успешной умственной дея-
тельностью, что может объясняться как реакцией на неудачу, так и, наобо-
рот, позволяет выделить стресс в качестве причины неудачи.
В результате моделирования сделан вывод о том, что основные показа-
тели здоровья детей-инвалидов складываются уже к старшему дошкольному
возрасту. Формирование физического развития – длины и массы тела, силы
кисти и жизненной емкости легких, ключевых профессионально-значимых
функций, таких как объем долговременной и кратковременной памяти, время
распределения внимания, точность и продуктивность деятельности, можно
проследить уже в 5–7 лет и соответственно, принять своевременные меры по
их коррекции. Наиболее точно можно предсказать массу тела в подростковом
возрасте на основании значения массы тела в дошкольном периоде – с веро-
ятностью 57%
5
. Длину тела подростков-инвалидов от аналогичного показате-
ля в 5–7 лет можно предсказать с вероятностью 24,6%, жизненной емкости
легких – 27,0%. Сила кисти подростков на 24,0% зависит от показателя массы
тела в дошкольном периоде. Показатели памяти, внимания и работоспособно-
сти у подростков можно прогнозировать на основании результатов выполне-
ния фигурной корректурной пробы в дошкольном возрасте с вероятностью до
29,2%. Параметры точности и продуктивности умственной работы подрост-
ков связаны не только с аналогичными результатами в 5–7 лет, но и с харак-
5
Уравнение вида у = 9,5 + 2,2х, где у – масса тела в 15–17 лет, а х – масса те-
ла в 5–7 лет. R = 0,76, R
2
скорр.
= 0,57, р = 0,000…, s
y
= 6,97.