Стр. 8 - автореф

Упрощенная HTML-версия

7
от 15-18 лет и на этапе выбора профессиональной карьеры – 254 испытуемых
в возрасте от 20 до 27 лет. На этапе отбора участников основного
исследования количество испытуемых сократилось до 270 человек: на этапе
выбора профессии – 128 испытуемых (60 мужчин и 68 женщин) и на этапе
выбора вариантов профессиональной карьеры – 142 человека (59 мужчин и
83 женщины).
Достоверность данных,
полученных в работе, обеспечивалась
методологической обоснованностью применяемых подходов и методов,
использованием комплекса взаимосвязанных методик и выборочной
совокупности, соответствующих цели и задачам исследования, применением
качественных и количественных методов анализа данных и апробацией
результатов исследования.
Научная новизна исследования
определяется следующим:
1.
Ситуации профессионального выбора в подростковом и юношеском
возрасте впервые рассматриваются как ситуации личностного выбора.
2.
Выделены, операционализированы и описаны индивидуально-
психологические характеристики личностного выбора: осознанность,
своевременность,
самостоятельность,
удовлетворенность,
временная
перспектива.
3.
Обосновано и впервые эмпирически подтверждено положение о том,
что в качестве детерминант стратегий личностного выбора выступают:
притязания, ценности и ответственность.
4.
Определены индивидуально-типологические особенности стратегий
личностного выбора подростков и юношей.
Теоретическая значимость исследования.
1.
В работе систематизированы основные подходы по проблеме
личностного выбора, что выступило предпосылкой рассмотрения двух
аспектов данной проблемы: определения типичной ситуации личностного
выбора и понимания личностного выбора как индивидуальной стратегии,
направленной на преобразование неопределенной значимой ситуации.
2. Содержательно раскрыты такие характеристики личностного выбора
как осознанность, своевременность, самостоятельность, удовлетворенность и
временная перспектива.
3. Обозначены личностные механизмы построения жизненных и
профессиональных стратегий.
4.
Раскрыт
индивидуально-типологический
характер
стратегий
личностного выбора. Выявленные закономерности позволяют теоретически
обосновать особенности поведения личности в ситуациях неопределенности.
Практическая значимость
.
1. Полученные результаты дают возможность оценить способность, либо
неспособность личности к выбору, что позволяет наметить пути коррекции
личностных особенностей, приводящих к выбору неоптимальной стратегии.
Выявленные закономерности могут использоваться при разработке
тренинговых и развивающих программ с целью формирования эффективных
стратегий личностного выбора.