8
2. Готовность совершать личностный выбор является критерием
психологической успешности и психического здоровья и необходима во
многих жизненных сферах, особенно в профессиональной. Поэтому
результаты исследования могут применяться в профориентационной работе,
в области психологии труда, психологии управления
для проведения
диагностической и консультационной работы.
Положения, выносимые на защиту:
1.
Стратегии личностного выбора различаются степенью проявления
индивидуально-психологических характеристик: осознанность, своевремен-
ность, самостоятельность, удовлетворенность и временная перспектива.
2.
В качестве детерминант личностного выбора выступают притязания,
ценности личности и ее готовность принять ответственность за реализацию
выбора.
3.
Стратегии личностного выбора носят типологический характер в
зависимости от степени проявления выделенных характеристик и их
детерминации личностными особенностями: притязаниями, ответствен-
ностью и ценностями. Существуют следующие стратегии личностного
выбора: оптимальная, функциональная, ситуативная и пассивная.
4.
К личностным основаниям, способствующим оптимальному
осуществлению выбора, относятся: способность к представлению
ближайших и долгосрочных задач, способов и средств их достижения,
адекватное осознание своих возможностей и согласованность притязаний,
ценностей и ответственности, способность к оптимальному изменению
содержательных и временных характеристик планируемого в зависимости от
внешних условий и внутренних возможностей.
5.
Личностными
основаниями,
препятствующими
оптимальному
осуществлению выбора, являются: неуверенность в собственных
возможностях, отсутствие готовности к ответственной реализации выбора,
ориентация на поддержку, либо контроль других людей, дисгармоничность
притязаний, ценностей и ответственности.
Соответствие диссертации паспорту научной специальности.
Отраженные в диссертации научные положения соответствуют формуле
специальности 19.00.01 «Общая психология, психология личности, история
психологии»: индивид, личность, индивидуальность; структура личности;
принятие решений; субъективная картина жизненного пути. Соответствие
подтверждается содержанием цели, предмета, объекта исследования, а также
данными апробации результатов исследования.
Апробация работы.
Основные положения диссертационного
исследования обсуждались на заседании методологических семинаров
кафедр социальной и общей психологии ОмГУ (2007-2010 гг.), на
конференциях: Всероссийская научно-практическая конференция с
международным участием «Активность и ответственность личности в
контексте жизнедеятельности» (Омск, 2008), на IV Всероссийском съезде
психологов образования России «Психология и современное российское
образование» (Москва, 2008), на Всероссийской научной юбилейной