5
3. Не определены причины индивидуальных различий, проявляющихся
при осуществлении личностного выбора.
Исходя из этого, определена
цель
исследования: изучение
психологических
характеристик
и
детерминант,
определяющих
индивидуально-типологические особенности стратегий личностного выбора
(на примере ситуации профессионального выбора подростков и юношей).
Объект
исследования – личностный выбор
Предмет
исследования – психологические характеристики и
детерминанты личностного выбора.
Цель конкретизировалась в следующих
задачах
исследования:
1.
На основе теоретического анализа выделить и операционализировать
индивидуально-психологические характеристики личностного выбора.
2.
Определить степень проявления характеристик личностного выбора
осознанность, самостоятельность, своевременность, удовлетворенность и
временная перспектива в стратегиях испытуемых подросткового и
юношеского возраста.
3.
Выявить детерминанты стратегий личностного выбора: притязания,
ценности и ответственность в подростковом и юношеском возрасте.
4.
Определить типологические особенности стратегий личностного
выбора подростков и юношей.
Гипотезы исследования.
В качестве теоретической гипотезы
исследования выступило предположение о том, что стратегии личностного
выбора определяются личностными особенностями: притязаниями,
ценностями и ответственностью.
Теоретическое предположение конкретизировалось в ряде частных
эмпирических гипотез:
1.
Стратегии личностного выбора различаются степенью проявления
индивидуально-психологических
характеристик:
осознанность,
своевременность, самостоятельность, удовлетворенность и временная
перспектива.
2.
В качестве детерминант стратегий личностного выбора выступают
притязания, ценности и ответственность.
3.
Стратегии личностного выбора имеют индивидуально-типологический
характер.
Теоретико-методологическая основа
исследования.
Основные
общенаучные принципы: принцип развития, принцип субъекта.
Общепсихологическая основа работы: методологические положения о видах
и моделях выбора (Д.А. Леонтьев, А.Г. Асмолов, Ф.Е. Василюк,
Н.Ф. Наумова и др.), о личностных детерминантах выбора (Л.И. Дементий,
М.Р. Гинзбург, К.А. Абульханова-Славская, Н.А. Батурин, Г.В. Иванченко и
др.). Частные научные концепции: концепция смыслового строения сознания
(А.Н. Леонтьев и Д.А. Леонтьев); типологический подход К.А. Абульханова-
Славская).