4
Степень научной разработанности проблемы.
Понятие «выбор»
используется в русле разных методологических и теоретических подходов.
Вместе с тем, анализ научной литературы позволяет отметить, что в
психологических исследованиях проблема личностного выбора редко
выступает в качестве самостоятельного предмета изучения. Выбор
понимается как ключевой акт в процессе принятия решений (Ю. Козелецкий,
А.В. Карпов, Т.В. Корнилова, Г. Саймон), как мотивационный или волевой
процесс (К. Левин, Ж. Нюттен, Х. Хекхаузен, N. Ach, В.А. Иванников), как
целенаправленный смысловой процесс (Д. Бьюдженталь, Р. Мэй, В. Франкл,
И. Ялом), как внутренняя деятельность (Д.А. Леонтьев), как способ
целеполагания (Н.Ф. Наумова). Анализ исследований показывает, что
понятие «личностный выбор» часто употребляется в контексте смежных
понятий «целеполагание», «прогнозирование», «планирование», поэтому
обозначается необходимость сопоставления и различения данных
конструктов.
В отечественной психологии рассматриваются два основных аспекта
проблемы личностного выбора. С одной стороны, личностный выбор
исследуется в контексте жизнедеятельности, обозначается понятие «ситуация
выбора»,
которая
определяется
как
неопределенная,
сложная,
противоречивая, непонятная, двусмысленная (В.Ф. Сафин, О.Н. Первушина).
С другой стороны, ученые пытаются объяснить, как происходит акт выбора,
заключающийся в том, что личность пытается преобразовать
неопределенную значимую ситуацию в сторону определенности, ясности
(Ф.Е. Василюк, Д.А. Леонтьев, А.Г. Асмолов).
В обобщенном плане личностный выбор определяется как
индивидуальная стратегия субъекта, направленная на преобразование
неопределенной значимой ситуации и состоящая в «конструировании» или
определении альтернатив, критериев их оценки, предпочтении одной из них
и ее конкретизации в качестве будущей цели жизнедеятельности.
В рамках такого определения особый интерес представляет
исследование того, как можно содержательно охарактеризовать
индивидуальную стратегию субъекта в ситуации личностного выбора и
какими личностными факторами она детерминируется.
Таким образом, выявлены
противоречия:
1) между исключительной
значимостью проблемы личностного выбора для психологической теории и
ее недостаточной разработанностью на общепсихологическом уровне; 2)
между актуальностью изучения выбора для решения задач психологической
практики и недостатком исследований характеристик и личностных
детерминант выбора, трудностями объяснения индивидуальных различий,
проявляющихся при его осуществлении.
Связанные с этим
научно-исследовательские проблемы
можно
сформулировать следующим образом.
1. Отсутствует выделение и описание психологических характеристик
личностного выбора.
2. Недостаточно комплексных исследований личностных детерминант
выбора в значимых неопределенных жизненных ситуациях.