3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования.
Проблема выбора относится к
одной из основных экзистенциальных категорий человеческого бытия. Как
осуществляется уникальный личностный выбор, чем он детерминируется, и
какое влияние оказывает на дальнейшее развитие человека – поиск ответов
на эти вопросы составляет фундаментальный предмет научного
психологического исследования. Это обусловлено тем, что существенные
преобразования в современном обществе привели к изменениям в
социальной и экономической сферах. Востребованной стала личность,
способная выбирать условия и жизненные направления, соответствующие ее
возможностям и строить индивидуальную жизненную стратегию. Готовность
к жизненному выбору предполагает умение осознавать и разрешать
противоречия между разнообразными альтернативами и принимать
персональную ответственность за реализацию выбранной альтернативы.
Исследования, затрагивающие проблему личностного выбора, обладают
исключительной научной значимостью еще потому, что его осуществление и
возможный отказ от имеющихся альтернатив может стимулировать
переживание тревоги и способствовать либо нормальному психическому
развитию, либо регрессу личности (А. Маслоу, К. Роджерс, Р. Мэй).
Ощущение невозможности выбора или неспособности его совершать может
привести к снижению жизненной активности личности и к появлению
психосоматических заболеваний (Л. Бинсвангер, М. Босс, Ф. Александер).
Особый интерес для психологической теории и практики представляет
изучение
личностного
выбора
в
неопределенных
ситуациях
жизнедеятельности, которые требуют от личности ориентировку не только в
новых условиях, но и в сложной системе личностных смыслов (В.Ф. Сафин,
Д.А. Леонтьев, А.Г. Асмолов, М.С. Филоник).
Среди типичных неопределенных ситуаций, имеющих особую
субъективную
значимость,
большой
исследовательский
интерес
представляют ситуации личностного выбора в подростковом и юношеском
возрасте. Противоречие заключается в том, что молодым людям приходится
осуществлять жизненные значимые выборы, одним из которых, например,
является выбор профессии, однако, они нередко демонстрируют
неспособность к этому, что приводит к неадекватности их способа жизни, к
«затормаживанию» в развитии субъектных качеств.
В связи с этим становится очевидной актуальность определения
характеристик и детерминант личностного выбора, что позволит обогатить
психологическую
теорию
новыми
сведениями
относительно
индивидуальных способов преобразования неопределенных жизненных
ситуаций.
Изучение проблемы личностного выбора не в меньшей степени отвечает
требованиям психологической практики, так как одной из основных задач
психологического консультирования является ориентация клиента на
принятие ответственных самостоятельных решений в значимых жизненных
ситуациях.