18
характеристик:
осознанность,
самостоятельность,
своевременность,
удовлетворенность и временная перспектива.
Исследование показало, что стратегии личностного выбора подростков
детерминированы показателями притязаний (табл.2), ответственности
(табл.3) и ориентацией испытуемых на ценности: активная жизнь (Н=10,6),
материальная обеспеченность (Н=14,1), наличие друзей (Н=15,9),
общественное признание (Н=8,2), развлечения (Н=12,2), семейная жизнь
(Н=8,1), исполнительность (Н=7,9,), самоконтроль (Н=15,4) (при уровне
значимости p≤0,01, p≤0,05).
Таблица 2
Значимые различия в показателях притязаний испытуемых
подросткового и юношеского возраста с различными стратегиями
личностного выбора
показатели
притязаний
средние значения
H-
критерий
попарные сравнения групп
(значения критерия U – Манна-Уитни)
О.С
N=22
Ф.С
N=42
С.С
N=34
П.С
N=22
О.С
-
Ф.С
О.С
-
С.С
О.С
-
П.С
Ф.С
-
С.С
Ф.С
-
П.С
С.С
-
П.С
подростковый возраст
познав. мотив
20,4 20,1
17,8 16,4 24,9
**
248
**
130
**
468
**
240
**
состяз. мотив
11,5
16,3
11,9 10,2 16,3
**
272
**
438
**
224
**
мотив смены
деят-ти
7,0
8,6
11,1
10,4
11,07
**
204
**
152
*
502
*
ур.притязания 18,9 17,2
13,9
18,4 10,4
**
220
**
506
*
236
**
ур.значим.
рез-тов
4,4
4,7
7,7
10,5
21,4
**
90
**
180
**
254
*
оц-ка личн-го
потенциала
17,6
15
15,5
18,2
7,96
*
334
*
250
**
258
*
ур.мобилиз.
усилий
17,6
15,9
13,9
15.2
8,38
*
224
**
158
*
юношеский возраст
самооц-ка
волев. усилия
10,9
14,3
14
10,9
8,3
*
440
*
378
*
Обозначения в таблице: О.Т – оптимальная стратегия, Ф.С - функциональная стратегия, С.С –
ситуативная стратегия, П.С – пассивная стратегия; * - значимость различий при р≤0,05; ** - значимость
различий при р≤0,01
Оптимальная стратегия личностного выбора в подростковом возрасте
детерминируется высоким интересом, инициативностью испытуемых,
ответственным отношением к обещаниям и к последствиям. Влияние имеет
прямой характер, что подтверждается существованием прямых взаимосвязей
(на уровне p≤0,01) притязаний, ответственности с характеристиками:
представление способов достижения, доступность цели, учет последствий и
преимуществ выбора), постановка ближайших задач.
Притязания испытуемых с оптимальной стратегией реалистичны и
сочетаются с их возможностями. Они ответственно относятся к
сопоставлению будущих действий, способны оценить противоречия между
ними и, осознавая свою ответственность, пытаются своевременно
прогнозировать последствия выбора. Мы предполагаем, что у испытуемых не