Стр. 18 - автореф

Упрощенная HTML-версия

17
множество его преимуществ, и описываются необходимые действия.
Аргументируя выбор, они исходят из характеристик альтернатив, но
учитывают свои способности и возможности. Испытуемые ориентированы
на самостоятельное достижение результата и подробно описывают
планируемые действия, не ориентируясь на поддержку других людей.
Личностный выбор осуществляется своевременно, поскольку цель
оценивается как доступная, отвечающая потребностям, и учитываются
последствия ее достижения. Практически не проявляется осознанность, так
как приводится небольшое количество способов достижения и преодоления
препятствий. Временная перспектива не протяженная, но цели, поставленные
в кратковременной перспективе, связаны между собой, структурированы, что
предполагает их реалистичность.
Совершая личностный выбор, испытуемые с ситуативной стратегией
испытывают удовлетворенность, так как ориентируются на преимущества
выбора. Они обосновывают выбор ситуативной аргументацией, либо
аспектами, касающимися содержания выполняемой деятельности. Временная
перспектива не протяженная, не реалистичная, и количество объектов в
различных темпоральных периодах небольшое. Практически не проявляются
самостоятельность и осознанность испытуемых, так как выявлена ориентация
на социально-психологические опоры, и отсутствуют указания на способы
достижения цели, хотя и описываются некоторые средства преодоления
препятствий. Личностный выбор осуществляется не своевременно,
поскольку цель оценивается как недоступная, и практически не учитываются
ее последствия. Испытуемые ориентированы на получение эмоциональной
поддержки и склонны к изменению собственного плана действий.
У испытуемых с пассивной стратегией при совершении выбора не
проявляются удовлетворенность, самостоятельность и осознанность,
поскольку не описываются преимущества выбора, и отсутствуют указания на
способы преодоления препятствий и достижения цели. Испытуемые
обосновывают выбор характеристиками альтернатив, без учета своих
способностей. Выбор совершается несвоевременно, так как поставленная
цель оценивается как трудная, и в учет не принимаются последствия ее
достижения. Временная перспектива испытуемых не протяженная и не
реалистичная, также представлено небольшое количество задач в различных
темпоральных периодах. В целом, испытуемые практически не планируют ни
актуальных, ни перспективных действий, необходимых для достижения
желаемой цели.
Таким образом, выявлено, что стратегии личностного выбора
испытуемых подросткового возраста различаются степенью проявления
характеристик:
осознанность,
самостоятельность,
своевременность,
удовлетворенность и временная перспектива.
К личностным детерминантам стратегий выбора были отнесены
притязания, ценности и ответственность. На наш взгляд, эти личностные
особенности оказывают влияние на выраженность в стратегиях испытуемых