Стр. 19 - автореф

Упрощенная HTML-версия

18
Результаты гигиенической оценки учебного расписания на основе разработан-
ной шкалы трудоемкости дисциплин с учетом функционального состояния студентов
показали, что из-за высокой продолжительности учебного дня и большой внеауди-
торной нагрузки у учащихся, занимающихся по нерациональному расписанию, отме-
чается увеличение напряженности адаптационных механизмов и сокращение про-
должительности сна. По данным опроса утомление после занятий испытывают 91,6%
студентов, головные боли – 75%, боли и неприятные ощущения в области сердца –
66,6% респондентов, головокружения при перемене мест, повышенное давление от-
мечают 16,7% , обмороки – 8,3%.
У 30% опрошенных студентов отмечалась повышенная тревожность, у 25% от-
мечались негативные эмоциональные переживания.
Интенсивность учебного процесса является управляемой составляющей обуче-
ния. Оно (управление) возможно при использовании объективного критерия, каким
является шкала трудоемкости предметов.
Дополнительным фактором увеличения физиологической цены получения
высшего образования выступают экзаменационные стрессовые воздействия. Считают
чрезвычайной ситуацией экзаменационные итоговые формы контроля знаний 75,6%
студентов - медиков, 64,7% – будущих педагогов и 60,8% - будущих работников сфе-
ры обслуживания. Факторный анализ показал,
что наибольший вклад в развитие
стрессовой ситуации на экзамене вносит исходный уровень здоровья (вклад в общую
дисперсию составляет 67%), второй фактор определяется дефицитом сна и высоким
эмоциональным волнением (19%) и третий фактор (8,5%) – способность организма к
восстановлению исходного состояния.
Корреляционный анализ позволил определить статистически значимые зависи-
мости между количеством итоговых форм контроля знаний (зачетов, экзаменов) и за-
болеваемостью студентов всех профилей подготовки по обращаемости (болезни
нервной системы и контроль знаний, r =0,9; p<0.05; болезни органов пищеварения и
контроль знаний, r =0,7; p<0.05). В большей степени это было выражено у студентов -
медиков.
Мониторинг здоровья и физического развития студентов.
Состояние здоро-
вья студентов, принятых на обучение, не имело существенных различий в обследо-
ванных Вузах. Из 2160 студентов более половины (58,1%) имели хроническую пато-