17
менеджмент, экономика, организация планирования производства, макетирование из-
делий, композиция костюма и т.п. Лекционные занятия по дисциплинам второй сте-
пени трудоемкости с аудиовизуальной нагрузкой, профессионально мотивационным
и когнитивным характером деятельности – 5 баллов. Для предметов второй степени
трудоемкости внеаудиторная нагрузка составила 1,5 часа.
К третьей степени трудоемкости отнесены общественные дисциплины, ино-
странные языки и литература, естественные дисциплины, искусство, общеобразова-
тельные предметы (M
ср.
=7 баллов; σ=±2,0; m=±0,6;
С
V,(коэф.вариации)
=±29,9), такие как
исторические, философские, социологические дисциплины, политология, статистика,
социология, возрастная психология, управленческие решения. Лекционные занятия
по дисциплинам третьей степени трудоемкости с аудиовизуальной нагрузкой, когни-
тивным характером – 3,5 балла. Для предметов третьей степени трудоемкости внеа-
удиторная нагрузка была равна 1,5 часам.
Четвертая степень трудоемкости – это предметы, изучение которых помимо ум-
ственного труда требует значительного объема физических действий (M
ср.
=4 балла;
σ=±1,5; m=±0,9;
С
V,(коэф.вариации)
=±34,9). В их число вошли технологии (технология
швейных изделий и др.), уход за больными, физическое воспитание, военная подго-
товка. Лекционные занятия с аудиовизуальной нагрузкой, профессионально мотива-
ционным характером деятельности оценивались в 2 балла. Для предметов четвертой
степени трудоемкости внеаудиторная нагрузка была равна 1 часу.
Применение разработанной шкалы трудоемкости предметов показало, что в
расписании превышение дневной и недельной учебной нагрузки происходит за счет
внеаудиторной подготовки к предметам. Все это способствовало снижению умствен-
ной работоспособности учащихся, формированию утомления, неудовлетворительной
адаптации у 3,6-5,2% студенток
и у 9,0-15,4% студентов юношей. Были получены до-
стоверные зависимости (r=0,6; p<0,05) между недельным распределением предметов
по трудоемкости и степенью напряженности механизмов адаптации у студентов в
условиях высокой аудиторной нагрузки (36,15±0,61 часов в неделю). Состояние
напряженной адаптации, при которой необходимые функциональные возможности
обеспечиваются за счет мобилизации функциональных резервов, наблюдалось у
41,7% студентов.